Сенсационное происшестаие нарушило устоявшееся спокойствие жителей американского городка: Тони Тилден, дочь оградного владельца аптеки, сдала верхний этзж родительского дома семье негров. Соседи с улицы Уитмена зашевелились, их мысли вспенились, традиции американского образа жизни властно напомнили о себе. Заручившись грязной моралью куклуксклановцев; «убийство — это способ улучшения расы», невежда Уолтер Ленд поспешил «принять меры». На следующий день негритянской семье пришлось выехать из дома Тилденов.
Эта печальная история — сюжетный стержень пьесы американки Мэксин Вуд «На улице Уитмена», поставленной в Центральном детском театре. Но содержание пьесы выходит далеко за пределы этой истории; автор поднимает темы свободы, чести и прав человека, морали и воспитания. Гуманные идеи пьесы для режиссера М. Кпебель и всего коллектива театра стали продолжением давно начатого большого разговора с юными зрителями о достоинстве и ценности человека.
Экспансивная Тони с порывистыми движениями и счастливой улыбкой— эта юная Тони (артистка Г. Ляпина) видит негра таким же человеком, как она сама. И надеется, что отец, выступавший в свое время против негритянских погромов, поддержит ее. Но... одно дело высказывать благородные мысли в статьях, дружелюбно беседовать с чёрнымй и другое — помочь неграм, пожертвовать для этого своим благополучием, работой. Нет, Эд Тнлден не имеет права рисковать. Его демократизм не распространяется так , широко. К тому же он в руках жены и Ленда. А чтобы поступать честно, нужно иметь мужество.
Отношением к неграм проверяется в спектакле человеческое в каждом человеке. Большинство простых американцев не испытывает чувства расового превосходства. Жестокость дискриминации — это бич в руках моральных выродков. Но антикегритянский террор подрывает их же моральные устои, разрушает их же семьи, калечит души их же детей. Сын Ленда — Берии в свои мальчишеские годы уже отъявленный негодяй. Его товарищ Джонни Тнлден, почувствовав малодушие родителей, жадно вдыхает запах крови и бросается с кулаками на старика за то, что он черный...
Мягкие контрасты режиссерского решения спектакля заметно оттеняют духовное богатство Венетов, их благородство и благожелательность к людям. Свободолюбивый, стойкий, герой войны Дэвид (артист Р. Чумак), его жена — нежная, застенчивая Вини (артистка Г, Новожилова), честный и скромный Оуэн (артист Л. Дуров), деликатный, кристально чистый душой Греми (артист К. Перов) — образы всех Бенетов воссозданы с теплотой и правдой, с большой любовью исполнителей к их героям.
И вот финал. Школьник Джонни (его прекрасно играет К. Устюгов), ослепленный воинственностью Лендов, присоединяется к стае хищников. Тони — повзрослевшая, пережившая и боль материнского предательства и трусость отца,— уходит из родного дома в мир борьбы за человека. Семья Венетов переезжает со светлой улицы Уитмена в квартал, где в темных каморках ютятся негры. Испытания сплотили их еще больше, зарядили мужеством, терпением, надеждой. ...
В темноте наступивших сумерек остаётся одинокая Кэйт Тилден — мать, боровшаяся за благополучие семьи бесчестными, негуманными приемами. Дорогой ценой —потерей семьи — платит она за такую борьбу. И живым укором горит над ней имя свободолюбивого поэта Америки, вызывающе звучит протяжная, горькая негритянская песня.