На главную


ЗРИТЕЛЬ ПОПРАВЛЯЕТ

Перед нами пачка читательских писем. Почти вся корреспонденция датирована 11—12 декабря. Поток писем читателей вызван непосредственными впечатлениями от телевизионной передачи, состоявшейся в Москве воскресным вечерам 10 декабря, когда перед массовым зрителем впервые был продемонстрирован спектакль Н. Погодина «Мы втроем поехали на целину».

В своих письмах читатели критически оценивают спектакль, оспаривают трактовку главных его образов, выражают сомнение в воспитательной ценности постановки.

Чём же остались недовольны зрители? Что огорчило их и заставило взяться за перо?

 Речь одет о вещах очекь серьезных, принципиальных, значительных. Авторы писем предъявляют претензии Центральному детскому театру, давшему пьесе Н. Погодина сценическое рождение и показавшему ее по телевизору.

«Всем известно» — говорится в одном из писем, — что на освоение целинных земель по призыву партии и правительства поехала лучшая, проверенная на работе молодежь».

Понятно горячее желание зрителей увидеть перед собой именно эту молодежь, ее чудесные, патриотические дела, ее живнь, быт, любовь, трудности первой поры и их преодоление, наконец, ощутить самую романтику борьбы за благо Отечества, которая и породила это прекрасное движение.

К сожалению, драматург и театр, задумавшие создать произведение на одну из актуальнейших, героических тем нашей Современности, не до конца справились со своей важнейшей задачей, не сумели претворить в художественных образах наиболее существенные, типические явления жизни советского народа.

Верность жизненной правде, как известно, — незыблемая основа социалистического искусства, одна ив лучших его традиций. Следуя ей, писатели, как и художники сцены, стремятся возможно точнее, достовернее, правдивее воссоздавать события, характеры, образы своих современников, наблюдая за ними, изучая их в живой действительности. И надо сказать, что в основе пьесы Н. Погодина «Мы втроем поехали на целину» лежит интересный материал, собранный драматургом во время его поездки на целинные и залежные земли. Живые наблюдения писателя и послужили материалом для драматургического произведения. Именно поэтому в нем имеются отдельные яркие, самобытные сцены, живые характеры.

 Легко заметить главную, ведущую мысль писателя. Н. Погодин стремился в своей пьесе подчеркнуть, что большое дело освоения новых земель не решается гладко -и просто, что молодежь, отважно отправившаяся на целкну, сумела предусмотреть далеко не все из того, с чем пришлось встретиться ей в далеких степях Казахстана и Алтая.

Не на лёгкую жизнь отправлял народ в необжитые, суровые края своих молодых посланцев. И заранее известно было, что какая-то часть, может быть, не выдержит, отступит, отсеется.

К чести молодых патриотов, таких отступников оказалось немного: ' всего лишь одиночки, бессильные изменить общую картину героического наступления советских людей на целику. В спектакле же Центрального детского театра, как и в пьесе, эта картина, к сожалению, во многом оказалась смещенной, нарушенной. На первый план выступили сцены, которые и вызвали неудовольствие зрителей. Нам кажется, что театр усилил, как раз самые слабые стороны пьесы Н. Погодина; изображение теневого, отрицательного получало подчас неверную, натуралистическую трактовку.

 «Пьеса названа «героическая комедия», — пишет пенсионерка А. Лаврова, бывшая работница завода «Каучук», — но героична в ней 'только взятая тема — поездка на целину, которая действительно является под* вигом молодежи... О самом подвиге, о работе в трудных условиях, об отношении К этой работе сказано два-три слова».

Далее автор письма, доказывая свою мысль, последовательно разбирает ряд картин л приходит к выводу, что произведение не завершено в основном: содержащиеся в нем сцены, посвященные трудовому подвигу советских ющ>шей и девушек, выглядят канеими-то мелкими, проходными, незначительными.

«А где герои в «героической комедии»? — спрашивает тов. Лаврова. — Разве нет у нас благородной, целеустремленной молодежи, кото-рая в жизни нашей, несомненно, преобладает -над отсталыми элементами?».

Подобный вопрос содержится почти во всех письмах, присланных читателями,

 «При слове «целина»,—пишет М. Вольшанский, — у всех советских людей, в том числе й у 'Нашей молодежи, невольно возникает представление о грандиозных изменениях в еще недашо безжизненных районах страты, о великой преобразующей оиле советского народа, его воле и дерзаниях. Сколько молодежи считало для себя честью быть в рядах посланцев Ленинского комсомола —- участников этого благородного дела».

 Где же эти юноши та девушки, честные и искренние, поехавшие на целину во имя Родины? Их подвига нет в спектакле Детского театра, — утверждают корреспонденты газеты тт. Шилдина, Тюнина, Потапова, Десяткина, Гришко, Пустовойтенко, Максимцева, Боярская и другие. Нет, говорят они, в этой постановке крупных, вызывающих восхищение образов героев, представителей советской - молодежи, достойных подражания.

По замыслу автора таким героем должен был стать комсомолец Алексей Летавин. Характер молодого человека задуман в становлении, развитии. Но, видимо, драматург все же не сумел достаточно ясно определить перспективу развития образа, его главную линию; многое в характере Летавина не выявлено, недосказано. В полемическом задоре, в стремлении развенчать ходульных положительных героев, которые порой еще появляются на наших сценах, постановщики спектакля М. Кнебель и А. Эфрос поручили роль Алёши Летавина В. Заливину — одарённому молодому артисту, как говорят, «бытового плана». Пусть, дескать, наш герой будет самым простым, обыкновенным парнем, таким, каких много вокруг нас в кашей жизни!.. Вероятно, это и оказалось одним из самых серьезных просчетов постановочного коллектива. В театре не учли, что именно Летавин должен предстать перед зрителями вожаком и. организатором комсомольцев, вдохновляющим юношей и девушек в их трудном и славном деле, что именно его личный пример воспитывает молодежь, что поэтому следовало особенно заботливо передать те сцены и эпизоды, в которых раскрываются сила Алеши, цельность его характера, чистота и ясность духовного мира. Правда, и в пьесе довольно большое место занимает демонстрация недостатков и ошибок Летавина, каких-то недоразумений, случающихся с ним на целине. Однако в спектакле лучшие стороны внутренней жизни Летавина раскрыты слабее всего.

Недаром в одном из писем зрителей прямо говорится:

«Что за образ комсомольского вожака, который только и делает, что влюбляется, а комсомольской работы совсем не ведет!».

По существу, положительные стороны характера Летавина только угадываются в первом, самом начальном эпизоде, где зрители видят Алешу у заводских ворот принимающим решение отправиться на целину. Сцену эту артист Заливин проводит убежденно, содержательно. Веришь, что этого невысокого, щуплого паренька заставляют ехать в какую-то неведомую даль искренние, высокие чувства, что в душе у него живет юная и прекрасная мечта о подвиге во славу Отечества!.. Но вот Летавин—Заливин на целине. И образ на глазах у зрителей внезапно преображается. Исчезают та наивная и чистая серь--езность, строгость, которые казались преобладающими в характере юноши, уходят романтические приметы образа. На первом плане оказываются черты мелкой, бытовой достоверности, появляется приземленность, порой проскальзывает желание актера насильственно вызвать улыбку у зрителей, «покомиковать». И уже ничем не напоминает растерянный — то суетливый, то напыщенный — Летавин вожака, воспитателя молодежи, с которым мы познакомились в начале пьесы. Постепенно образ Летавина все больше мельчает, и оказывается, что в спектакле уже некому бороться за тех молодых людей, которые, подобно Марку Ракиткину, совершают грубые, непростительные ошибки и проступки, подчас граничащие с преступлением. Но если Летавин — Заливин не умеет справиться с Марком, то почему оказались столь же беспомощными и Ирочка Кулькова, и Тамара, и Олег Троян, и многие другие как будто хорошие, активные комсомольцы?..

В разработке характеров этих героев театр шел в основном по верному пути. Много искреннего, живого в исполнении роли Ирочки актрисой Е. Фирсо-вой, лирична и обаятельна Тамара (артистка Т. Гулевич). Но характеры эти театр и драматург не сумели вывести на передний план, не смогли поставить их как единую, монолитную группу в центр событий, И хотя, ска- жем, история Ирочки Кульковой нарисована достоверно, искренне, судьба ее проходит в спектакле, по существу, где-то с края, почти незаметно. .

Положительные герои пьесы не заняли в спектакле ведущего места, а отсюда изменилась и вся атмосфера произведения.

Критически оценивая спектакль, показанный по телевизору, группа читателей пишет:

«Уж очень много в нем хулиганства и любовных излияний в грубой форме...».

Зрителей не удовлетворяет в спектакле неправомерное выпячивание теневых сторон, которые, кстати сказать, стали особенно видны именно в телепередаче, где спектакль предстал как бы рассыпавшимся на куски, на сумму мелких эпизодов, чрезвычайно слабо связанных между собой единой, центральной мыслью.

Нельзя не задуматься всерьез над письмами зрителей, носящими столь существенный критический характер! Они с позиций высокой идейности корректируют драматурга и театр, а также и нашу редакцию, опубликовавшую статью, которая не отметила недостатков пьесы и особенно спектакля.

Письма эти — наглядный пример того, как сама наша действительность многочисленными голосами читателей и зрителей вторгается в искусство, предъявляя к нему свои высокие требования. И если художник сумел увидеть большие дела, большие свершения, но не сумел до конца воссоздать их в художественном произведении, то на помощь к нему устремляются советские люди, для которых искусство — родное дело.

 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова