На главную


СПЕКТАКЛЬ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

Пьесу, посвящённую жизни и борьба первых комсомольцев, Светлов назвал «драматической поэмой». Этэ — точное определение жанрового своеобразия, стилевых особенностей щрэизведения, которое автор посвятил героической юности своего поколения. Поэтичность, романтическая приподнятость достигаются не только тэм, что герои по ходу действия читают стихи, но и тем, что все они мечтают о будущем, которое наступит «через год и двадцать лет спустя».

Удачу спектакля «Двадцать лет спустя» Центрального детского театра" (постановка О. Пыжовой и Б. Бибикова) определило точное режиссерское- прочтение,, которое получила, эдесь пьеса Светлова, прочтение, близкое ее существу, ее вгутреннему строю.

В спектакле есть значительные актерские достижения, есть и бледно сыгранные роли. Наибольшая удача — замечательные образы Кости-Налево и Васи-Направо, созданные артистами О. Анофриевым и К. Утюговым. Очень хороши артистки А. Дмитриева в роли Дуни и Г. Новожилова в роли Тоси. Зато образы председателя ревкома Семена, секретаря комсомольского комитета Якова не нашли своего полного воплощения.

...В 1919 году в городе, окруженном белыми, группа комсомольцев ушла в подполье. Каждый из них сделал все, чтобы помочь делу революции. И Костя-Налево, и брат его Вася-Направо, и смешная и трогательная девочка Тося, и Сашка, и Моисей — все они настоящие герои. Их поступки, их судьбы овеяны дыханием высокой романтики, и не каждому ив них будет суждено дожить до наших дкей. Но вместе с тем и они — еще только девчонки и мальчишки, «семнадцатилетний народ», со свойственной этому возрасту прямолинейностью и непосредственностью, и пристрастием к красивости книжных подвигов, с тревожной боязнью оказаться «не у дел» в огромных событиях революции.

Уже в картине, открывающей спектакль Центрального детского а» театра, найден приподнято-романтический тон, свойственный драматургии Светлова. Улица ночного города. Крыльцо бывшего особняка, превращенного в ревком. У дверей—фигура часовою с винтовкой. Идет сцена Вали и председателя ревкома.

Действие развёртывается на широком фоне жизни. осажденного города, жизни, наполненной напряженным ожиданием. Гудки паровозов разрывают морозный воздух. Группы вооруженных людей входят и выходят из дверей ревкома. Все происходящее подчинено тревожному, стремительному ритму.

На сочетании лиризма, мягкой иронии, открытого патетического звучания, созданного совместными усилиями .режиссеров, художника и исполнителей, строится весь спектакль Центрального детского театра. Его действенная линия прочерчена постановщика ми четко и непрерывно. В этом отношении особенно показательна «сцена с мушкетерами». Избитый на допросе, комсомолец Сашка: (Л. Дуров) лежит на полу тюремкой камеры. Он думает только об одном как снять с себя тяжесть подозрений , как оправдаться перед товарищами. Внезапно из темноты возникают образы любимых Сащкиных героев-мушкетёров. С ними делится Сашка своими невесёлыми думами. Но вот гаснет и снова вспыхивает свет: на месте мушкетёров знакомые нам комсомольцы. Проходит еще несколько секунд, и они снова уступают место мушкетерам.

Так написана эта сцена Светловым в одной из первых редакций. В сценическом варианте Центрального детского театра в нес включено еще несколько реплик, но реплик, наполняющих происходящее нозым смыслом. В ту секунду, когда на стене появляется видение Сашкиных друзей, вместе с бредящим Сашкой зрители слышат их разговор: комсомольцы не верят Сашке, они называют его трусом, они с презрением отворачиваются от него. Благодаря этому вся «сцена с мушкетерами» приобретает новый драматический характер, оказывается эмоционально и сюжетно включенной в общий ход развития действия.

Пьеса Светлова заканчивается патетическим эпилогом, в котором настоящее перекликается с будущим, с временем, которое придет «двадцать лет спустя». Режиссеры Центрального детского театра нашли для финала спектакля яркую театральную форму, завершающую его высокой романтической нотой... Постепенно меркнет свет, исчезает в темноте уже знакомое зрителям крыльцо у входа в ревком. В глубине сцены возникают очертания Красной площади. Двое часовых у Кремлевской стены. Это «Штаб Мировой Революции». Так становится реальной, воплощается в зримый образ мечта боевого комсомольского поколения.

Это стремление к чёткости и предельной выразительности характерно и для декоративного оформления спектакля. Очень удачно решена художником(Е. Фрадкина) его вторая картина — комната комсомольского общежития. В соответствии с авторским указанием декорация представляет собой "большую комнату" в бывшем барском особняке». Здесь « Комоом о л ь с к и й клуб» — это очень пустая, очень холодная комната. Под потолком люстра, оставшаяся от прежних хозяев, тускло поблескивает пыльным хрусталем. На стене от руки написанный кумачёвый лозунг. .И эти две скупые детали — великолепная, но такая никчёмная здесь люстра и лозунг с криво выведенными на нем горячими словами — выразительно говорят о жизни, навсегда канувшей в прошлое, и новой, пришедшей ей на смену.

В монологе одного из героев романтической пьесы Светлова есть слова: «Мы жили одним дыханием». На «одном дыхании» поставлен и спектакль Центрального детского театра. И в этом его главное и очень существенное достоинство. Разумеется, режиссерская трактовка пьесы в Центральном детском театре не является единственно возможной. Для сценического воплощения ге-роико-ремантической темы нет и не может быть никаких «твердых правил». Но при постановке любого спектакля одним из решающих успех условий остается точное раскрытие жанра пьесы, «угаданность» режиссурой своеобразия авторской манеры, перенесение ее на язык театрального искусства. Эта неоспоримая истина ещё раз доказана спектаклем Центрального детского театра.

Т.Иванова
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова