На главную


НА УЛИЦЕ УИТМЕНА

АПТЕКАРЬ Эд Тилдея, его жена Кэйт и их сын Джонни после непродолжительного путешествия вернулись домой. И вдруг... Посмотрите, - как помрачнела Кэйт, какая злость вспыхнула в ее взгляде, с каким возмущением она сообщает мужу, что у них (о, ужас!) поселились негры. Оказывается старшая дочь Тилденов, Томи, в отсутствие родителей сдала верхний этаж домика черным. Как быть? Кэйт прежде всего бросается к телефону, чтобы оправдаться перед главарем местных расистов Лендом, мол, ни она, ни муж не виноваты в том, что произошло. И вот уже чета Лендов и другие соседи — домовладельцы спешат к Тилденам чтобы потребовать немедленного изгнания негритянской семьи из той части города, где живут белые. Завертелась беспощадная, жестокая, гнусная машина расизма,столь характерная для. пресловутого американского образа жизни.

Скромная в своих сценических возможностях, но исполненная правды жизни пьеса американской писательницы Мэксин Вуд «На улице Уитмена», спектакль, с благородной простотой поставленный Центральным детским театром, вызывают у зрителя горячий отклик. Несложная история, происшедшая в Лоундейле — на оираине большого промышленного города Америки, взаимоотношения двух семей волею судьбы оказавшихся под одной крышей, перерастают в суровое обвинение против капитализма, враждебного человеку.

 Честен ли ты? Способен ли ты противостоять разгулу расизма? Или, подстегиваемый трусостью, спешишь совершить подлость предать негра? Эти вопросы поставлены в спектакле перед многими действующими лицами, но прежде всего они обращены к семье Тилденов. И уйти от ответа невозможно.

<Я оберегаю благополучие своей семьи» — так говорит своим поведением Кэйт. Страх перед расистами типа Ленда слепо руководит её поступками. Ценою предательства, бесчеловечного отношения к негритянской семье Венетов Кэйт пытается оградить свой дом от невзгод. И чего же она добилась? Краха. Она дорого расплачивается за свои поступки: от нее уходит старшая дочь, возмущенная издевательством над неграми, чужим становится муж, а младший сын примыкает к фашиствующим молодчикам Кэйт отвергла человеческую мораль и тем самым разрушила семью.

В исполнении актрисы А. Елисеевой Кэйт — при всей её выдержке — не в силах скрыть тревоги, раздражения, ненависти к неграм. Взгляд ее тяжёл, подозрителен, и чем дальше, тем большую неприязнь вызывает она у зрителей. Кэйт — Елисеева порой как бы спохватывается и спешит быть «доброй». Она, наконец, добилась своего — негритянская семья выброшена из ее дома, и в то же время ей как-то неловко: чувствуя слабенькие уколы совести, Кэйт не хотела бы тяжёлых сцен — пусть поймут ее, ведь иначе нельзя... Верная себе, она заботится о своем душевном покое и стремится, в грязном деле сохранить «чистоту» рук. И это двоедушие Кэйт артистка передает точно, выразительно.

Младший сын Кэйт—Джонни идёт по стопам матери. Правда, это не только её «успех» — немало сил здесь приложил также Друг Джони, наглый и опустошенный юнец Берни (артист О. Анофриев), который увлечён расправами над неграми. И вот Джонни, стоящий на распутье, начинает проявлять себя как погромщик. Артист К. Устюгов и ежиссер М, Кнебель в этом образе на первый план выдвинули тему разрушения личности. Смотрите, го верят они зрителям, как расисть растлевают душу Джонни. Ему нравится негритянский юноша Оуэн, и между ними могла бы завязаться дружба, но Берни и другие молодчики смяли его волю. Особенно запоминается сцена, когда Джонни вынужден доказывать, что он — противник чёрных, и по требованию Верни ломает модель самолета, которую ему подарил Оуэн. Он делает это неохотно, с душевной болью, и чувствует себя после такой «проверки» прескверно. Джонни как бы. прощается со своей чистотой, честностью, и в эту минуту он не может спокойно смотреть на своего дружка, толкнувшего его на подлость. Но это только своеобразный переломный момент, за которым следует довольно быстрое падение Джонни.

Пути брата и сестры Тилденов разошлись. Сильная, жизнерадостная Тони, устремлённая к хорошему, благородному, полна горячего npoтеста когда сталкивается с фактами расовой дискриминации. Она воспринимает их как нечто противоестественное в человеческих отношениях. как огромную несправедливость и унижение достоинства людей. Тони не только протестует, но и — в меру своих скромных сил — действует, борется. Сначала она просто удивлена, чуть наивными глазами смотрит на происходящее, еще не ощутив всей жестокости и мерзости расистов. Но чем дальше развертываются события, тем быстрее созревает ее глубоко осознанный- протест, и зрители в ее лице начинают видеть одного из юных борцов за Америку будущего. К сожалению, в игре актрисы Г. Ляпиной далеко не все удачно: она хорошо передает непосредственность и чистоту Тони, ее привязанность к неграм — соседям, и гораздо слабее ею воплощены переживания человека, разделяющего горе своих близких друзей и впервые выступившего против общественного зла.

Наконец, характер главы семьи — Эда Тилдена также раскрывается в его отношении в печальным событиям, происшедшим на улице Уитмена. Отец лишен непримиримости, свойственной дочери, он не всегда последователен, порой приспосабливается к жизненным обстоятельствам, но в главном Эд Тилден верен себе, своей честности, гражданской совести. И это убедительно показывает артист И. Воронов. Вместе с Тони и Эдом Тильденом весь жар своей души отдает друзьям-неграм и Оури Андерсен — немного эксцентричная, но душевная женщина, для которой актриса Л. Чернышева нашла замечательные сценические штрихи.

 Тонко обрисована в спектакле негритянская семья Бенетов. Мать Кора, мудрая, сдержанная, вобравшая в себя страдания своих детей (артистка Г. Степанова), чудесная в своей женственности и доброте Вини (Г. Новожилова), ее муж Дэвид, человек большой силы воли, не склоняющий головы в самые тяжёлые минуты жизни (Р. Чумак), — эти « другие образы в сочетании дают яркое представление о человечности, стойкости, внутренней интеллигентности трудовой семьи Бенетов. И первое место здесь, на наш взгляд, занимает артистка Г. Новожилова, передающая многообразие оттенков характера своей героини—и необыкновенную нежность любящей женщины, и органичное влечение к свету, радости и человеческий такт, и мужество горестных испытаниях.

Поставлен спектакль режиссёром М. Кнебель со свойственной ей щедростью и точностью психологических деталей. Социальная сущность событий обнажается глубоко. И идёт к этому М. Кнебель правильным путём: она стремится выявить всю сложность взаимоотношений героев, не упуская ни одной важной жизненной черточки. Выразительно точно оформление художника Б. Кноблока. Спектакль направлен к одной цели — сказать своё гневное слово против расовой дискриминации, этого неизбежного  спутника капиталистического мира

С. Заманский
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова