На главную


ОТЧЕГО СТРЕЛЯЛСЯ ПРЕЗИДЕНТ

Лев Дуров и Борис ЩербаковБольшой зал Театра имени Маяковского накрыла атмосфера предвкушения События -Новый драматический театр давал здесь премьеру пьесы Александра Гельмана "Профессионалы победы". Число известных лиц на квадратный метр площади зала превышало все допустимые нормы. Череду VIP-персон возглавлял бывший президент СССР Михаил Горбачев. В зале - Михаил Рощин, Михаил Шатров - профессионалы былых театральных побед, режиссеры, актеры, театроведы, критики.

Знатоки процесса уже успели сориентироваться в том, что эпицентр сегодняшних сценических исканий и надежд - наша с вами жизнь. И доступ к ней должен быть прямой, без посредников, будь в их качестве хоть Чехов или Шекспир. Оттого и лихо попадают в репертуарную обойму пока неведомые миру молодые драматурги вроде Василия Сигарева, оттого столь пристальный интерес вызывает пресловутый "вербатим". А тут - сам Александр Гельман, по инерции именуемый классиком "производственной драмы". И как ни относись к его творениям, ясно одно - драматург всегда конструировал свои сюжеты на основе жизненных реалий. Подчеркнуто наших, советских, ни на какие другие реалии не похожих. И десять лет его молчания спровоцировали особую остроту ожидания - ну вот сейчас-то он покажет нам нас же самих, какими мы стали, куда идем.

Он и показал. Но наше с вами постсоветское бытие, а потому и новая пьеса - оказались клоном с сюжетов западного политического процесса. Известный хвост завилял русской собакой. А перипетии президентских выборов с их технологией и психологическими вывертами для сведущих давно уже отстреляны американским кинематографом. Разве что один, но весьма значительный нюанс: великое российское "авось" нахально вторглось в продуманный пиаровцами сюжет и сместило все точки над i. Вернее, это самое i оказалось вообще не увенчанным ничем - вышеупомянутые "точки" мельтешили, подобно вечно пьяному кандидату в президенты Олегу Петровичу Дубову (Б.Щербаков). В результате рациональная логика поступков и переживаний с нами, зрителями, попрощалась.

Жанровый подзаголовок пьесы и спектакля "трагедия комедии" - как-то это мудрено. Гельман берет на вооружение приемы традиционного политического триллера с детективной интригой. В ходу все - подмена кандидатов, заказные убийства, мафиозные группировки. Перенесение действия в недалекое будущее - 2017 год - ничего не меняет. Публика одобрительно рукоплещет ловко вставленным в текст знакомым именам и комическим репликам вроде: "В Кремле питерскую группировку сменила дальневосточная", поздравлениям от американского президента Хиллари Клинтон или 82-летнего Олега Табакова. Остроумно и оживляет действие эдакими близко вспыхивающими маячками. Хотя оно и без того напряжено, то и дело на полном ходу вписываясь в очередной поворот интриги, щедро сдобренной подменами и психологическими перевертышами.

Универсально-безликий антураж действа (сценография Владимира Боера) неизменен - телестудия это, квартира или предвыборный штаб, не в этом суть. Огромный монитор, журнальный столик с "символическими" стаканами сока, щиты и шесты, увенчанные российским триколором. И вот ведь красота - полупрозрачные надувные кресла и диванчики. Слишком непрочные и неустойчивые: ткни случайно или намеренно гвоздиком - и тут же мягким местом о жесткий пол. Зыбко. Но осваиваются, втискиваются, пытаются усесться надолго и поудобнее.

Кандидатов в будущие президенты России двое - реальный Олег Дубов и его двойник, безвестный Владимир Федюнин (оба в исполнении артиста МХАТа имени Чехова Бориса Щербакова). Первый лыка не вяжет и ходит по извилистой линии, потому и понадобился трезвый дублер. Впрочем, оба - марионетки, потому что истинный вдохновитель процесса (во всяком случае, так нам поначалу кажется) некий Миндлер Ефим Макарович (хорошая работа артиста Театра на Малой Бронной Льва Дурова) - виртуоз-мафиози, успешно переквалифицировавшийся из русского в еврея (заметьте, не наоборот), соратник президента прежнего, безвременно погибшего Дубова-старшего. Чертик-кардинальчик, встрепанный и подвижный, как ртуть. Карикатурный Карабасик-Барабасик, дергающий за ниточки вверившихся ему кукол и не подозревающий, что они уже готовы оборвать поводки.

Щербаков - Дубов интересен мало - пьет, да и только. Однако Щербаков - Володя резво пытается допрыгнуть до гоголевских прототипов. Вот ведь магическое слово "власть": и не думаешь о ней, а вдруг поманила - и все, прости-прощай прежняя жизнь. Щербаков - Володя немедленно берет себе сольную партию и давай фантазировать и фонтанировать. Куда там бедному Ивану Александровичу Хлестакову с его "курьерами" - мы Россию и Америку воедино сольем. И откуда что взялось - прыжок на авансцену, "режиссерская" поза, голос уверенный, ну чем не президент, и зачем нам тот алкоголик? Даже Миндлер призадумался.

И все бы хорошо, но... Есть тут один камень преткновения, и весьма внушительный. В пьесе Гельмана угадывается ощутимая доля гротеска, карикатуры, комедиантства. Нет бы и разыграть весь сюжет в подобном ключе, глядишь, многие несообразности остались бы за кадром. Но Вячеслав Долгачев - воспитанник мхатовской школы, приверженец психологического театра, мечтающий поставить все пьесы Чехова. Вот и пошло это "чеховское" супротив "гельмановского" стенка на стенку. Особенно когда в дело вступили женщины - жена Дубова Маша (Ирина Мануйлова), актриса и его же новая любовница Марина (Любовь Новак), мать Владимира (актриса МХАТа имени Чехова Альбина Тиханова). Вместо броского и уместного шаржа - расплывчато-подробная "психология" с ненатуральными слезами и биением головой об пол. И тут уж, простите за смелость фразы, хочется сказать: "Не верю!" Не верю картонной Маше - Мануйловой, как оказалось, истинной "профессионалке победы", автору этого "проекта". Не верю, что она неискренними рыданиями и сообщением о мнимой беременности смогла обмануть такого пройдоху, как Миндлер. Не верю матери - Тихановой, не заметившей подмены собственного сына, пусть даже театр для этого эпизода вырубил свет. Не верю Щербакову - Владимиру, неожиданно покончившему жизнь самоубийством на пресс-конференции. Вот уж воистину чеховское: отчего стрелялся президент?

Когда-то у того же Александра Гельмана в другой его пьесе "Наедине со всеми" промелькнула фраза: "Я не могу быть одновременно начальником и человеком". Мотив этого двойничества, куда более серьезного, чем простая схожесть лиц, драматург протянул и до нынешних страстей по президентству. Так вот "властные" интонации актерам удались, любо-дорого поглядеть. Человеческие провалились. То ли не до конца прописано, то ли неглубоко сыграно. А потому и оказались они в житейском смысле все-таки "профессионалами провала". Лучше бы и впрямь в самом начале пригласили на телешоу, как было обещано, Олега Павловича Табакова, дай Бог ему здоровья до 2017 года и далее...

Ирина Алпатова
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова