На главную


МАТЁРЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ УМЕСТИЛСЯ В ЗАМОЧНОЙ СКВАЖИНЕ

Лев Дуров в роли Льва ТолстогоВсякий, кто приходит на спектакль "Миссис Лев", догадывается, что на сцене вот-вот появится великий небритый писатель. Всякий знает, что за деревянной дверью покашливает и вот-вот выглянет актер Лев Дуров, но ждет тем не менее явления Матерого Человечища.

 Лев Дуров (он же Лев Толстой) действительно выходит. Но: вместо того, чтобы притащить на сцену девяносто написанных томов и почитать серьезную литературу, писатель (он же актер) волочит какое-то ведро. Зритель нервно принюхивается. Один из персонажей, иностранец Тапсель, сунул было в ведро нос: что там? И слышит:

 - Что это? Говно!

 И далее - за пару часов, пока продолжается трагикомедия, на сцене театра/'Школа современной пьесы" - наворачива-» ются события одного дня, истерики, склоки с женой, она имитирует самоубийство, он зажимает крестьянку и размышляет, мрачной тенью скользит секретарь Чертков, у наследников свара вокруг завещания. Такой бьпутакое все неоструган ное. Как это ни крамольно, зритель даже смеется над самим Толстым, причем над его человеческими, интимными слабостями. Кошмар?

 Так вот, критики именно это и отметили. Главным недостатком спектакля, поставленного Борисом Морозовым по пьесе С. Коковкина, твердо назвали "подглядывание в замочную скважину". Иронизировала парфеновская телепрограмма "Намедни", следом газетчики...

Но вот какая странная штука: недостатком, увы, названо главное достоинство 'этого замечательного спектакля.

Секрет в том, что писатель Леи Толстой всю жизнь занимался разглядыванием самого себя и окружающих в замочную скважину. Может, если попытаться что-то понять вместе с ним, как раз и стоило заглянуть - туда же?

************

 Андрей Болконский слушал пение Наташи и - "страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределенным, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам... томила и радовала его".

 Это про самого Толстого: всю жизнь он разрывался между неопределенно-великим и узко-телесным. Так что его отношения с женщинами - не просто тема анекдота, а необходимый ключ.

Без тела не обойтись, а Толстому жутко хотелось тела большого.

1851 г. "Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее не любовь, я испытал, когда мне было 13 или 14 лет... это была любовь, потому что предмет была толстая горничная".

1856 г. "Часто я мечтал о жизни земледельческой... толстая баба с заскорузлыми руками и крепкими грудями, тоже с голыми ногами всегда передо мной работает". Толстой фиксирует каждый свой шаг, каждую перемену в настроении или увлечении.

14 янв. 1858 г.: "Александрин Толстая постарела и перестала быть для меня женщиной".

19 января: "Тютчева занимает меня неотступно"..

26 января: Тютчева "холодна, мелка, аристократична". Зато "Чичерина мила".

9 февраля: "Вечер у Валерии (Арсеньевой), Она не дурна".

Здесь же про крестьянку Аксинью Базыкину: "Я влюблен, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь. Завтра все силы".

Какая напряженность мысли, текущей в направлении толстой обыкновенной бабы! Он просто не мог писать: тело мешало. Один его персонаж спрашивает: "На хорошую девку поглядеть грех? Али любить ее грех?.. Нет, отец мой...". А другой в то же время предается раздумьям о том, "что он нисколько не русский дворянин,., а просто такой же комар или такой же олень, которые живут теперь вокруг него".

Лев Николаевич женится наконец на - обыкновенной -бабе. На Софье Андреевне Берс. Тут наступают семейные будни: записи в дневнике их по-прежнему отражают. "Ее люблю все так же, ежели не больше. Работать не могу. Нынче была сцена. Мне грустно было, что у нас все, как у других".

Она печёся о семейном счастье, ему все время чего-то не хватает. "Мысль, что она и туг читает из-за плеча, мешает и портит мою правду".

Обыкновенная история. Нормальная семья. Но "он -небо, она - земля"- пишет автор пьесы "Миссис Лев". Он не может с ней и без нее. Быт.

"Поразительно, что к гробу Толстого сбежались все Добчинские со всей России".. (В. Розанов) Быт и пошлость. .

Гроб несут сыновья, изводившие его при жизни. Тоже быт.

********

Мережковский назвал Толстого самым откровенным писателем - как раз за то, что он все время смотрел на самого себя в щелочку, он весь был из быта и не переносил этой пошлости. ...

Нынешний директор Ясной Поляны, Сергей Толстой, недавно начал ремонт, по особой технологии со всех рам на , картинах снимается слой краски: у Льва Николаевича все было не выкрашено, натурально...

Впрочем, такой подход к Мемориалу Человечища тоже можно отнести к области "подглядывания" - под краской голый, как рама, человек.

Валерия Ханцевич
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова