На главную


ПОЧЕРК ХУДОЖНИКА

НА ПЕРВЫЙ взгляд спектакль «Снимается кино», поставленный в Театре имени Ленинского комсомола, это — трагикомический рассказ о злоключениях одного фильма. На сцене — павильон киностудии, съемка, похожая на шабаш ведьм, слух о «закрытии» картины, страдания- режиссера Федора Федоровича Нечаева, который, несмотря ни на что, решает продолжать работу. Словом, вроде бы история, замкнутая пределами киностудии.

Однако пьеса Э. Радзинского и спектакль А. Эфроса выходят далеко за границы сюжета и захватывают в свою орбиту большие и трудны вопросы жизни художника и вообще человека наших дней. Речь, по сути дела, идет о нравственном законе современника, о жизни по правде, по убеждению, или -— по соображениям выгоды, угодничества, в поисках привычного, но призрачного благополучия.

 Автор и режиссёр не упрощают жизнь, не хотят убедить нас в том, что выбор пути — дело лёгкое. Главный герой спектакля Нечаев — в талантливом исполнении А. Ширвиндта — идет к" правде в искусстве и любви дорогой, на которой мужество и вера в себя перемежаются колебаниями, отступлением. Это горько, но правда, потому что жизнь полна сложностей.

«Популярный киновед» Ирина Кирьянова (Л. Пономарева) высоко оценила фильм Нечаева, нашла в нем даже нечто «лермонтовское», но в решающий момент, когда некто Трофимов, полуответственный работник главка (Л. Круглый), обрушился на режиссера за помнившийся ему модернизм, — смолчала. А Трофимов, школьный товарищ Нечаева, требует изъять из фильма пародийный джаз, потому что «кто-то может и не знать, что это пародия», эпизод ночью, ибо «герои быстро сходятся, а это может быть воспринято как воспевание...»

Нечаев внутренне восстает против трусливой позиции непрошеного посредника, он верит в свое  искусство. Но ведь от Трофимова зависит, быть фильму или не быть, :— и вот в сознании режиссера уже зреет микроб компромисса. С пронзительной силой звучит мысль пожилого редактора Кирилла Владимировича, с блеском и глубиной сыгранного А. Пелевиным: «Понимаете, не то страшно, . что есть плохие люди... А страшно то, когда плохих людей боятся... Вы-то почему сейчас боитесь?». Превосходно ; режиссерское решение этой сцены: вопрос редактора звенит, словно .: бы продолжается'в громком, все нарастающем звуке трубы, и мы слышим в нем и боевую тревогу, н призыв к мужеству.

Спектакль, в котором очевиден безжалостный гротеск, пронизан оптимизмом и жизнеутверждением. В борьбе с косными силами и с самим собой Нечаев выходит на дорогу бескомпромиссной жизни. Молодые художники Петя (В. Лакирев) и Юра (Л. Дуров) только кажутся чудаками: за дурашливой маской разглядываются хорошие, честные, активные натуры. Патетической силы достигает спектакль в образе старой актрисы Надежды Леонидовны. Жизнелюбие ее и стремление к большому искусству столь убедительны еще и потому, что в характере и помыслах героини слышимся гражданский, лирический голос прекрасной -артистки С.Гиацинтовой.

Казалось бы, несколько в стороне от темы искусства находится в спектакле его героиня — девушка из шляпного .магазина Аня. Но она-то и связывает в сознании Нечаева реальную действительность и творчество. Открытая жизни и не защищенная перед ней, Аня, как ее играет О. Яковлева, —это воплощение человека, живущего по внутренним душевным побуждениям. Молодая артистка обаятельна. Мне только кажется, что напрасно Аня даже наедине с собой не расстается с подчеркнутой наивностью, инфантильностью. Ведь жизнь больно ударила ее, от таких ударов взрослеют.

Э. Радзинский написал пьесу, которая привлекает своей горячностью, остротой. Драматург пока не овладел еще мастерством сценического действия, пьеса его неэкономна, многословна. Но можно с уверенностью Сказать, что в театральное искусство вошел чуткий ко времени писатель.

Спектакль "Снимается кино.". богат актерскими работами — кроме тех артистов, о которых мы говорили, надо назвать А. Вовси, А. Дмитриеву, В. Соловьева, Л. Каневского.

Но особенно примечателен спектакль зрелостью и силой режиссерской работы Анатолия Эфроса. Эфрос верен реализму, русской сценической школе:-все, что делают, чувствуют, говорят герои,— настоящая колючая правда. И она, эта правда, нисколько не противоречит условности, живет в гармонии с поэтической мыслью режиссера. Фантасмагория киносъемки вдруг предстает в образе житейской суеты; вполне обыденная по обстановке репетиция музыкантов звучит как контрапункт симфонии; злосчастный испорченный замок на двери комнаты отдыха в студии рождает энергический эпизод — Нечаев стучится в дверь,  как в стену, отделяющую правду от фальши. Это лишь немногие звенья режиссерской партитуры спектакля. Мне кажется, что опыт Эфроса заслуживает пристального внимания, ибо в нем заметно новое начало в нашем искусстве. .

Не всё удалось в спектакле. Многословность пьесы задерживает действие, особенно в финале. Думаю, что автор и театр напрасно показали Трофимова столь откровенным ничтожеством; было бы вернее, если б на пути Нечаева встал умный и сильный противник. Можно говорить и о других недостатках работы драматурга и театра. Но главное впечатление --на московской сцене появился еще один спектакль, в котором отчетливо виден поиск смелого, гражданственного искусства.

А. Анастасьев
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова