На главную


ЛЕВ ДУРОВ: ЮРУ БОГОТВОРИЛИ ВСЕ- ОТ КАПИЦЫ ДО ЗАБУЛДЫГИ.

Лев Дуров и Юрий НикулинВ этот горький день 21 августа мы вспоминаем о нём не только с грустью и большим сожалением, но и с особенной душевной болью, потому что Россия стала беднее на Никулина.  Наверное, пройдёт не один десяток лет, прежде чем эта боль утихнет и превратится в светлую печаль. И тем не менее в этот день поминовения Юрия Владимировича мы постараемся вспомнить из его жизни те моменты, которые помогут нам, живущим сегодня, стать лучше и добрее. Мы обратились к народному артисту России Льву Дурову, знавшему Никулина близко.  Он общался с ним в семейной обстановке, за дружеским столом, на отдыхе, на съёмочной площадке, за кулисами цирка.........

 

Какая черта в характере Юрия Владимировича была, на ваш взгляд, определяющей?

 — Доброта! Никакие негативные явления в жизни не могли изменить его широкую и добрую натуру. Это не значит, что он не замечал зла или не ощущал его на себе, просто жил в гармонии с собой и ничего не боялся. Делал то, что считал нужным делать, дрался за своих людей до конца. Он часто брал меня с собой в качестве эскорта (это называлось "хлопотать мордой лица"), когда шел на прием к начальству просить за кого-то. Несомненно, он ощущал свою популярность, но пользовался ею во благо общему делу. Когда он шел в кабинеты к властям предержащим — это был отдельный спектакль, и его мог сыграть только он один. Юра проходил через все эти приемные, как скорый поезд мимо полустанков, При этом умудрялся повернуться и небрежно бросить: "Это со мной!" И все как завороженные замирали. Мы входили в кабинет к какому-нибудь начальникy, где шло серьёезное совещание, и он с ходу говорил сидевшему во главе стола: "Да подожди ты со своими проблемами!" И начинал рассказывать анекдот на грани фола, Если бы это рассказывал кто-то друой, то дамам надо было бы затыкать уши, а в его исполнении любая непристойность звучала как милое хулиганство. Начальник начинал ржать, и волна веселья захватывала всех остальных. А Юра тем временем подсовывал нужную ему бумагу для подписи. Начальник слабо сопротивлялся, но обаяние Никулина было настолько велико, что тот сдавался и подписывал. Конечно, Никулин был национальным кумиром и его боготворили все — от академика Капицы до самого последнего забулдыги. Помню, когда снимали эпизод фильма "Старики-разбойники" в таксомоторном парке, там собралась большая группа механиков и водителей. Никулин приехал и вышел из своей "Волги" — и тут какие-то ребята сели в его машину и быстро уехали. Никулин заволновался, но его успокоили: мол, все нормально, не беспокойтесь, снимайтесь в своем кино, а мы машину вам потом вернем. Действительно, после окончания съемок машину вернули — почти новую, Все старые детали были заменены.

 — Как же так получается: в кино вы с ним снимались, а в театр не смогли его ни разу затащить?

Представляете, что бы творилось с публикой, если бы она увидела его живьем в драматическом спектакле?.. Ведь до того, как вышел фильм "Когда деревья были большими", никто не верил в его талант драматического актера. — Вы правы, наш театр очень много потерял от того, что Никулин не выступал на сцене. Он бы совершенно грандиозно сыграл короля Лира. Это было бы сенсационным открытием Шекспира. Я не раз предлагал ему порепетировать в Театре на Малой Бронной, а он все отшучивался. Будь он жив сейчас, наверное бы, согласился. Уйдя с арены, Никулин не смог бы долго жить без публики. Тут бы я его и подловил...

— Как вы считаете, Никулин ушел с арены, чтобы остаться в памяти зрителей непревзойденным клоуном?

— Не думаю. Он никогда не заботился о своем имидже. Таким людям, как он, свойственна решительность. Он принял это решение в одно мгновение, совершенно неожиданно для всех нас, и потом никогда об этом не жалел. По крайней мере мы этого не слышали.

— А вы были свидетелем каких-то его личных переживаний?

 — Юра не был человеком, который нагружает своими проблемами других. Ноющим, а тем более плачущим мы его никогда не видели. Он если говорил по душам, то обязательно с какой-то легкой иронией, юмором. Не знаю, может быть, он таким образом защищался от досужего внимания, а может быть, лицедейская природа брала верх. Дело в том, что в быту ему тоже нужен был зритель. Ведь он постоянно работал над собой, сочиняя новые цирковые номера, поэтому что-то из найденного проверял на нас. Мы с ним встречались каждое утро. Я заходил в свой театр, а он выходил из подъезда своего дома и весело кричал мне: "Мальчик, здравствуй! Иди сюда, я тебе анекдот расскажу!"

— Вы думаете, он сам сочинял анекдоты?

 — Думаю, что да. Ведь он был очень наблюдательным человеком, умел видеть в жизни то, мимо чего другие проходили. Он переплавлял увиденное не просто в анекдот, а в маленькую комическую притчу или новеллу, которую потом записывал. Он не мог просто так жить, ему постоянно хотелось разыгрывать какие-то сюжеты. Не раз и я попадался на удочку его розыгрышей: и к Белому дому за орденом ездил, когда он после путча позвонил мне из президентской администрации, и письмо из Голливуда получал с приглашением на съемки...

Однажды я решил его подловить и спрашиваю: "Владимирыч, а какой самый смешной твой номер в цирке?". И он без паузы ответил: "Это когда меня учили на лошади ездить". И это была истинная правда. В начале 60-х годов он работал в цирке в качестве "подсадки", то есть выступал з роли случайного человека из публики. Однажды меня пригласили на общественный просмотр очередной программы на Цветном бульваре, и я попал в эпидемию смеха. Никулина вытащили на манеж туркменские наездники и заставили скакать на лошади задом наперед. Одет он был в какой-то задрипанный бушлат, кирзовые сапоги и мичманку со сломанным козырьком. Никулин с вытаращенными глазами держался за хвост кобылы, жевал соломинку, плевался, а лошадь все скакала и скакала по кругу. Напротив меня в ложе сидел Михаил Жаров. Он так сильно смеялся, что буквально вываливался из ложи, Его втаскивали обратно, а он опять вываливался. В какой-то момент, когда возникла маленькая пауза среди гомерического хохота, Жаров тоненьким голоском пропищал: "Ой, я описался!"  В тот вечер мы подружились с Никулиным и больше не расставались никогда.

— Что вам дала дружба с ним?

 — Очень многое. В первую очередь оптимистическое отношение к жизни. Попадая в разные малоприятные ситуации, он никогда не падал духом. Актеры, снимающиеся в кино, знают, какой выдержки и терпения требует кинематограф от исполнителей во время съемок. Снимаем фильм "Ко мне, Мухтар!" Ночь, мороз градусов под 30, собаки из уголовного розыска воют от холода. Мы все лежим вповалку в тулупах в какой-то маленькой комнатушке, где можно хоть чуть-чуть согреться. Все раздражены и очень устали, атмосфера общего недовольства нагнетается с каждой минутой. И вдруг ни с того ни с сего раздается голос Никулина: "Вот сейчас в цирке артист Семушкин готовит новый номер: гигантские черепахи". Наступает гробовая тишина, и даже собаки перестают скулить. "Он выходит в белом жабо, бьет бичом и на манеж выползают восемь гигантских черепах, они делают полный круг. Семушкин говорит: "Ап"! и они все встают на задние лапы... — Через большую паузу Никулин добавляет: "Восемь часов идет номер". И тут у всех начинается истерика, мы закатываемся от смеха, представляя, как публика восемь часов следит за еле двигающимися черепахами... Или — сижу я у Никулина в кабинете. Незнакомый мне цирковой артист уговаривает Юрия Владимировича взять в программу его номер. Никулин терпеливо объясняет ему, что этот номер никак не вписывается в уже готовую программу, но тот продолжает настаивать. Тогда Юра неожиданно спохватывается и говорит: "Ой, я же забыл тебе что-то показать". Лезет в стол и вынимает оттуда большое расписное яйцо, открывает его и говорит: "Смотри". Проситель смотрит, потом наступает длинная пауза, и он произносит: "Мне все понятно, Юрий Владимирович. Спасибо! До свиданья". И уходит. Удивленный такой быстрой переменой в его поведении, я тоже заглядываю внутрь гигантского яйца и на его внутренней стороне читаю: "Не морочь мне яйца!"

 В то же время Никулин был очень чутким человеком. Подчас после премьеры у артистов наступает депрессия, связанная с внутренним опустошением после длительного эмоционального напряжения. Однажды он пришел к нам на премьеру эфросовского "Дон Жуана", а потом предложил зайти к нему в гости — его дом фактически находится во дворе нашего театра. Так вот, выходим мы на балкон и видим, как посреди двора стоит Коля Волков, только что со мной сыгравший в спектакле, и тупо, бессмысленно смотрит в асфальт. Минуту стоит, две стоит, десять стоит,.. Тогда Юра говорит: "Надо немедленно Колю позвать к нам в гости, нельзя же его в таком состоянии оставлять одного", Пока я одевался, спускался по лестнице, какое-то время ушло, и Коли уже на улице не было. Юра очень расстроился, что Волков исчез и он ему не поднял настроение. Вообще-то он никогда не критиковал артистов. Мне же всегда говорил: "Мальчик, играешь замечательно!"

- А теперь, наверное, вас некому называть мальчиком, хотя, конечно, вы ужо давно но мальчик. Вы не обижались, когда он вес так звал?

— Нисколько. Это была своеобразная игра. В телепередаче "Белый попугай" он тоже играл, а мы ему подыгрывали. Но такой естественности, как у него, достигнуть не могли. Надо было, конечно, закрыть эту передачу после его смерти, но ее авторы говорят, что Юра хотел, чтобы она продолжалась и после. Продолжаться-то она может, но его место уже занять никто не сумеет, как вообще никто другой заменить его не сможет. Это в кремлевской стене можно заполнять пустующие ниши, а Юрину нишу в жизни заполнить не дано никому, да и не надо.

 - И все-таки ваша печаль светла?

 — Да! Но печаль... Это, как Юра говорил: "Чувствую себя замечательно, завтра похороны".

Беседу вела Любовь Лебедина
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова