На главную


ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ

Пьеса В. Розова "В поисках радости" в Центральном детском театре.

Драматург Виктор Розов неизменно верен своему восприятию людей, основной теме своего творчества. Как относиться к жизни: творчески или потребительски? В чем назначение человека: в том ли, чтобы создавать материальные и духовные ценности, или в том только, чтобы иждивенчески Пользоваться благами, которые они при носят? Розов во всех своих пьесах дает на это прямой ответ.

Говорит ли писатель о выборе профессии, как в произведение «В добрый час», о верности в дружбе и любви, как «Вечно живых», противопоставляет ли он богатство мыслей чувств достойных членов социалистического общества стяжательству мелких корыстолюбцев, как в пьесе «В поисках радости», — всегда и всюду он решает именно эту тему. Вот почему в фокусе его авторского внимания оказывается молодёжь.

С добрым беспокойством опрашивает Розов юношей и девушек: «Какова дорога, которой ты идёшь?». Не случайно -именно таково второе и более точное название его новой пьесы. А ведь выбор жизненного пути, поиски на нём радости, осознание того, что является радостью подлинной, а что мнимой, неразрывно связаны воспитанием чувств, мысли, воли. Педагогическое звучание пьес Розова объясняет естественность творческой дружбы драматурга с Центральным детским театром. Именно здесь нашёлся режиссер, близкий по своему сценическому почерку литературной манере Розова. Режиссёр этот — А. Эфросе. Он, как и Розов, понимает, чувствует психологию советского молодого человека и стремится воспроизвести правду жизни в ёе повседневном будничном процессе.

На этот раз «повседневность», в которой раскрывается сюжет пьесы, подчеркнута и выбором рядовой семья я коротким отрезком времени действия, когда успевает, в сущности, совершиться лишь одно событие: разрыв (притом, по-видимому, временный) с родными молодого учёного Федора Савина., переезжающего из родного дома на другую квартиру по требованию эгоистичной и корыстолюбивой жены. 

И хотя в течение одного весеннего дня в маленьком старом доме, расположенном в тихом московском переулке, не происходит ничего, что выходило бы за пределы семейного быта я могло бы, казалось, общественно нас взволновать, — пьеса и спектакль не только смотрятся с вниманием, но и горячо волнуют, увлекают зрителей.

Чем это объясняется? Очевидно, тем, что правда жизни, когда она раскрывается не прямолинейно, а в подлинном движении, в истинных противоречиях, в столкновении живых характеров, не может оставлять зрителей равнодушными. Вот откуда серьёзность, с которой смотрится спектакль, жизнеутверждающий смех и аплодисменты, вспыхивающие во время действия, чувство нравственного удовлетворения, испытываемое зрителем.

Вместе с Клавдией Васильевной Савиной мы верим ее младшим детям, когда под занавес спектакля Олег успокаивает ее, огорченную, оскорбленную переездом Федора: «Мы тебя любим. Не бойся за нас...». Вместе с Олегом, утешающим мать, Розов как бы говорит нам, что в доме остались теперь только хорошие, честные, благородные люди. Доброе побеждает злое, правда побеждает ложь, торжествуют высокие принципы нашей советской морали.

 ...Ранним весенним утром пробуждается жизнь в семье Савиных, и художник спектакля М. Курилко активно помогает режиссёру и актерам перенести нас в атмосферу старого московского дома, куда сквозь плотные занавеси пробиваются робкие лучи солнца. С беседы младших сыновей начинается действие, и умение Розова проникнуть в юношескую душу, найти для ее выражения слова точные и тонкие сразу вызывает хорошее зрительское ослабнет и в этом — немалая заслуга и Розова, и Эфроса, и многих исполнителей.

Олег становится для нас главным героем пьесы, а его будущая судьба—наиболее нам дорогой и близкой. Образ Олега находит настолько достоверное и обаятельное воплощение в игре К. Устюгова, что кажется, будто ииым и не может выглядеть этот романтичный и чистый, поэтичный и мужественный подросток. А рядом с ним — Геннадий в очень чутком, убедительном исполнении А. Шмакова: загнанный волчонок, наученный мерзавцем отцом, будто «люди звери и на них злобу надо иметь», и вызывающийся на нравственную сво-боду, угадывающий правду хороших людей — Олега, его сестры Тани (ее умно и приятно играет Надеждина), их матери Клавдии Васильевны. Образ этой самоотверженной русской женщины В.Сперантова рисует штрихами скупыми и сильными, вызывая к умной, доброй, благородной Савиной нашу любовь и уважение.

Многокрасочной, а потому столь выразительной артистической кистью рисует Е. Перов образ Лапшина, отца Геннадия. Исполнитель помогает нам угадать биографию этого «крутого», каок он себя рекомендует, жестокого и алчного Самодура, на котором трудно разглядеть родимые пятна капитализма только потому, что он целиком является сплошным темным пятном.

Есть в пьесе Розова еще один удавшийся ему характер. Это Леночка, жена Федора. Ее «трезвый взгляд на жизнь», ее уверенность, что главное—«не зевать в жизни», ее всепоглощающая страсть к заграничной мебели, к заграничным вещам, ее стремление превратить мужа в дойную корову —- это то, что мы зовём мещанством и с чем еще приходится воевать. И всё это исполнительница роли М. Куприянова отражает в своей игре, во сценические средства, . которыми она этого достигает, подчас чересчур прямолинейны, слишком сатирически обнажены. Такую Леночку, какую создает Куприянова, не мог бы любить даже слабовольный Федор. Кстати, чем, кроме слабоволия и влюблепности в жену, наделил Федора автор? Ничем! Еще менее удались в пьесе образы Николая, Таисии, Марины, Леонида, Василия Ипполитовича. Не будем же пенять на актеров за то, что они не оживили этих персонажен, но пожалеем, что театр не помог драматургу их дорисовать

Режессура Эфроса сильна там, где силен Розов. Правду жизни постановщик и актёры увидели сквозь «магический кристалл» драматургии. Так родился этот одновременно скромный и значительный спектакль, вызывающий молодое поколение на раздумья о человеческом достоинстве, о любви к людям, о честности и чистоте чувств, о ненависти к мещанскому корыстолюбию и эгоизму; на светлые раздумья о том, что в нашем обществе каждый человек должен идти к большой цели своей жизни прямой и верной дорогой.

М. Бертенсон
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова