На главную


НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ

КАЖДЫИ из нас знаком с такими людьми, они живут рядом с нами, мы встречаемся с ними каждый день. Отец — научный работник, мать — домашняя хозяйка, старший сын — молодой актёр, не сыгравший пока ни одной значительной роли, младший — десятиклассник, собирающийся осенью поступать в институт. В эту семью нежданно-негаданно приезжает родственник откуда-то из-под Иркутска. Мать нe очень рада — хлопот прибавится, а у неё от собственных детей голова кругом идет. Старший сын, Аркадий, переживает мучительные дни, он потерял веру в свое призвание. А младший, Андрей, приводит мать в отчаяние— занимается спустя рукава и не имеет никаких склонностей и серьёзных интересов. А тут ещё племянник с периферии — слегка неуклюжий парень, наводящий грусть ни Анастасию Ефремовну завидным аппетитом и твердостью жизненных целей. Этот парень, Алексей, имеет в аттестате тройки, зато в отличие от Андрея он настойчив, невероятно трудолюбив « способен просиживать за книгами ночи напролёт, только бы сдать экзамены в дорогую его сердцу Тимирязевку.

Драматург знакомит нас с этими людьми, и с каждым новым эпизодом, с каждой репликой они становятся нам всё ближе. Спектакль только начался, а мы уже тревожимся за судьбы его героев. Они уже кажутся нам родными, близкими. Вот этим-то и захватывает зрителя пьеса молодого драматурга. Он будто дал себе слово писать только о том, что хорошо знает, о действительной жизни, о совершенно точно известных ему человеческих характерах.

Пожалуй, больше всего занимает зрителя этого спектакля судьба Андрея. Что это за юноша? Мало того, что он не любит учиться и не испытывает влечения ни к одной из известных ему профессий, он ещё грубит матери, старшему брату, разговаривает с родителями свысока и вообще производит впечатление избалованного, никчемного парнишки. Но есть в Андрее какие-то привлекательные черты — в начале спектакля они еще не раскрылись, о них можно только догадываться. В отличие от своей хлопотливой, погрязшей в мелких заботах матери Андрей сердечно встречает родственника, прибывшего из Сибири, он готов поделиться с ним всем, что у него есть. Вот первое, чем порадовал Андрей зрителей. Но это только начало его подлинной глубокой характеристики, мастерски сделанной автором и артистом В: Заливиным. Он еще не вступил в серьезную, большую жизнь, а уж она огорчает и учит его и вызывает в нем неожиданные порывы сердца, пробуждает мужскую гордость, способность беспощадно оценивать себя, отметать легкие и нечистые средство борьбы за счастье. Драматург начал пьесу в комедийном тоне, сохраняет его до последней сцены, но он вовсе не собирается забавлять нас. Он проводит своего Андрея и других персонажей через испытания, даже потрясения.

Анастасия Ефремовна раздобыла для своего Андрея спасительную «записочку» от влиятельного ученого, эта бумажка, возможно, откроет для юноши путь в институт. Но вот столкнулись в жарком споре честный, прямой Алексей с ловким юношей Вадимом Розваловым, у которого вся жизненная программа построена на такого рода «записочках» и аналогичных средствах преодоления трудностей, и Андрей не может оставаться безучастным к этому спору. В нем заговорили гордость и честность советского парня, воспитанного комсомолом, и он выгоняет Розвалова, а записку учёного рвёт. Он держит экзамены в знаменитый Бауманский институт, во приходит к мысли, что не имеет морального права занимать место в этом институте, потому что не испытывает никакого влечения к профессии инженера. И тут к нему приходит решение, достойное мужчины,— круто изменить свой жизненный путь, уехать из Москвы, поработать на машинно-тракторной станции, чтобы испытать себя в труде, и тогда уж выбирать профессию. В этом честном решении, очень нелегком для Андрея и еще более трудном для его родителей, сказываются внутренняя чистота, мужество юноши, такого на первый взгляд легкомысленного, ребячливого.

Образ Андрея, разработанный драматургом и актёром широко и многокрасочно, с большим юмором в в то же время драматично, заставит подростков задуматься об отношении к выбору своего места в жизни, больше того — о честности и чести советского человека.

Автор требователен не только к Андрею — «маменькиному сынку», но и к Алексею, который, казалось бы, заслуживает авторского снисхождения. В самом деле, Алексей (артист О. Ефремов) вырос без отца, погибшего на фронте, он работал и вечерами, ночами сидел над учебниками. Как хочется зрителю, чтобы Алексей успешно сдал экзамены. Можно даже утверждать-— большинство зрителей убеждено в том, что уж Алексей-то, конечно, в Тимирязевку попадёт. Многие драматурги так жалеют своих положительных героев, так-старательно убирают с их пути всякие препятствия, что мы уж привыкли не беспокоиться об их судьбах. А вот в этой пьесе всё случается не так, как мы предполагаем. Алексей не выдержал экзамена. Ему, конечно, мучительно тяжело, и он несколько часов бродит в одиночестве по городу, ие решаясь объявить печальную новость друзьям. Но в этой ситуации сказывается мужественная правда пьесы. Алексею не нужна снисходительность. автора, и драматург не опекает своего самого положительного героя. Алексей вернётся на машинно-тракторную станцию, будет работать и будет снова сидеть ночами за учебниками. И он, конечно, поступит в Тимирязевку, в его будущей победе зрители нисколько не сомневаются. Победа эта не придет сразу, не будет легкой, а драматург и не желает лёгких побед своим героям.

В пьесах, которые пишутся для детских театров, самое неприятное и тягостное впечатление обычно производят «взрослые» — родители, учителя, вообще все те люди, которые, по мнению некоторых авторов, должны обладать в глазах маленьких зрителей непререкаемым авторитетом. Эти идеальные родители и идеальные педагоги выглядят обычно скучнейшими наставниками и не оказывают поэтому на зрителей-детей ни малейшего влияния. В. Розов написал сложный и необычный образ матери. Анастасия Ефремовна делает грубые промахи. Она устраивает Андрею «протекцию» для проникновения в институт «с черного хода». Она не желает отпустить Андрея на периферию. Она грубо, неприветливо встречает своего племянника Алексея. Она не способна разобраться в чувствах и настроениях старшего сына, Аркадия. Что это — отрицательный образ? Нет, так сразу ярлык к ней не привесишь. Она бесконечно, самозабвенно . любит своих детей. Любовь к детям и толкает ее на безрассудные поступки. Зрителю любого возраста нетрудно понять, почему Андрей вырос таким беспечным мальчишкой, — Анастасия Ефремовна с ее большой, но неумной любовью к своим детям виновата в этом.

Автор не даёт соответствующих «разъяснений» в тексте, в репликах действующих лиц. И это очень хорошо. Пусть ребята сами задумаются над тем, что приносит детям такая любовь матери.

В роли Анастасии Ефремовны выступает Л. Чернышева. Актриса превосходно справилась с задачей. Ее героиня полна противоречивых черт, она немного омещанилась, "немного неумна, во столько, в ней материнской нежности, так полно она живет интересами детей, что зритель не может не проникнуться теплым чувством к ней.

Интересна игра М. Неймана в роли ее супруга — Петра Ивановича. В этой роли «серьёзное» органически сочетается с «комедийным». Кстати говоря, таков стиль и всего спектакля.

Удались артистам также роли Гали Давыдовой (Г. Новожилова), Вадима Роэвалова (О. Анофриев), Афанасия Кабанова (Л. Дуров). Эти роли отмечены общей чертой — сложностью характеров. Зритель не сразу поймет, что представляет собой кокетливая, всегда нарядная Галя Давыдова, какова ценность подтянутого, волевого, целеустремленного Вадима Розвалова. Нужно приглядеться к ним, распознать их внутреннюю сущность, и тогда окажется, что Галя Давыдова лишь бравирует своей любовью к нарядам и кокетливым тоном, а на самом деле — это чистая, цельная и сильная иаггура. Вадим Розвалов же, действительно, парень целеустремленный, но цели, которые он преследует, — эгоистические.

Чутким, даровитым режиссером показал себя А. Эфрос. Он наполнил спектакль атмосферой человеческой теплоты, уберёг актёров и от соблазнительного комикования и от сухого нравоучительного тона — спектакль сыгран в духе умной комедии, а этого добиться нелегко.

Оформление художника В. Иванова помогает раскрытию режиссёрского замысла, образно передавая живые черты нашей действительности.

Спектакль «В добрый час!» не поучает, и в то же время он по-хорошему поучителен и не только для детей, но и для родителей. В пьесе говорят, думают, спорят о том, о чем теперь в эти дни думают и спорят наши юноши и девушки, оканчивающие школу и решающие, как жить дальше. Ведь можно же, оказывается, найисать пьесу на самую злободневную тему, нисколько не упрощая человеческие образы! Так получилось, очевидно, потому, что автор давно знает своих героев, внимателен к их духовной жизни. Потратив годы на то, чтобы узнать их как можно лучше, драматург и оказался способным откликнуться на то, что так волнует юных зрителей.

И. Адов
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова