На главную


КТО УБИЛ ЧЕХОВА?

"Чайка" Б. Акунина в "Школе современной пьесы".

Лев Дуров и Владимир Стеклов в спектакле  На фасаде театра висела афиша: "Борис Акунин, "Чайка"", а рядом другая: "А.П. Чехов, "Чайка"". В голове у зрителя все начинало путаться и, конечно же, возникала дилемма: какой "Чайке" отдать предпочтение — классической или современной? А может быть, рискнуть и посмотреть ту и другую, — думали некоторые. Именно на это, как мне кажется, и рассчитывал Иосиф Райхельгауз, решивший пьесой Акунина продолжить сценическую историю известного всем сюжета и таким образом проследить, как персонажи будут реагировать на смерть молодого героя.

Борис Акунин не стал заниматься психоанализом и делить героев на правых и виноватых, а взял да и посадил всех разом на скамью под-судимых, будто бы Константин не сам застрелился, а это сделал кто-то из присутствующих в усадьбе Сорина.

В спектакле "Школы современной пьесы" все выглядит не так однозначно, как в пьесе. Райхельгауз попытался внушить зрителям, что действующие лица старой "Чайки", перекочевав в новую "Чайку", живут по другим нравственным законам, следуя веяниям прагматичного времени. Привычки, манеры поведения остались все те же. Главная же вина персонажей заключается в том, что они расстались с духовностью, как с ненужной ветошью, и поэтому способны на все, даже, как утверждает автор, на преступление.

В целом спектакль Райхельгауза можно трактовать, как апокалипсис, причем фантасмагорический. В течение двух с половиной часов в центре беседки (она же площадка для сольных монологов "преступников") лежит труп Треплева, покрытый простыней, над которым рыдает мать, одним глазом подсматривающая, какое впечатление это производит на окружающих.

Картинка, конечно, складывается впечатляющая. Поначалу реагируешь на нее одно- значно — с отвращением, но потом... И все-таки, давайте начнем с первой сцены спектакля, повторяющей последний акт чеховской пьесы. Как вы помните, там происходит встреча актрисы Нины Заречной и писателя Треплева. После чего он стреляется за дверью, на невидимой зрителю террасе.

 Здесь у Райхельгауза будто бы все "стоит" на местах, и персонажи произносят знакомый всем текст о вере и терпении, о муках творчества и вынужденном одиночестве, но через каких-то десять, пятнадцать минут действия начинаешь замечать, как неестественно, экзальтированно, почти по-клоунски ведут себя персонажи. Константин (Максим Евсеев) хватается то за ружье, то за пистолет, прицеливаясь из них вначале в себя, а потом все настойчивее в девушку своей мечты, чем сильно ее пугает, напоминая сбежавшего из психушки маньяка. А Нина (Елена Ксенофонтова), дрожащая от страха и бегающая в современном модном парчовом пальто от письменного стола к будуарному канапе, что-то щебечет на своем птичьем языке, как будто ее с Треплевым никогда ничего не связывало. Да ведь это морок, бред воспаленного сознания двух "чокнутых" — начинает догадываться публика, не зная, как относиться к происходящему; то ли смеяться, то ли негодовать... Наконец, первый акт заканчивается, и зрители переводят дух в надежде на более понятное второе действие. И тут Дорн в исполнении Альберта Филозова, как заправский конферансье, сообщает неслыханную новость: Треплев не застрелился, его убили. Сверкают молнии, раздаются раскаты грома, прозрачный занавес с капельками дождя закрывается...

Дальше предстоит расследование выдуманного драматургом убийства.

Перед режиссёром стояла слишком сложная задача: превратить судебное расследование в хепенинг, где герои вели бы себя напыщенно и глупо (не подозревая об этом), а зрители над ними потешались, забыв о сострадании к погибшему Треплеву. Иными словами, публика из присяжных заседателей условного суда превращалась бы в соучастников жестокого шоу — расследования. Провокация шла на всех уровнях, и положительных героев не было нигде: ни в зале, ни на сиене. Покаяния же фигляров, шутов, в коих превращались все персонажи новой "Чайки", ничего не стоили, поскольку им было отказано в духовности.

Особенно крепко досталось от Акунина Аркадиной. Честно сказать: её и у Чехова-то не очень любили... Что это за мать, которая предпочитает любовника сыну и жалеет дать ему деньги на костюм?! В данном представлении Ирина Николаевна превращается в вульгарную, крикливую фурию с мелкой душонкой. Словно заведённая пластинка она повторяет один и тот же монолог о несчастной матери, потерявшей сына из-за любви к искусству. Рядом с ней Тригорин выглядит, как затравленный зверек, опасающийся высунуться и тут же быть прихлопнутым дверцей клетки, в которой давно сидит по воле стареющей примадонны. Ирина Алфёрова безжалостно относится к своей героине, живописуя яркими, жирными красками ее портрет. Свою связь с Тригориным (Владимир Качан) Аркадина выставляет напоказ, гордится ею. Ну, как же, она еще может нравиться мужчинам, да не каким-нибудь, а знаменитым! Поэтому любой скандал с Тригориным на людях только усиливает интерес к ее персоне. Именно на это рассчитывает Ирина Никрлаевна, когда обличает Бориса Алексеевича в его увлечениях не только девочками, но и мальчиками, даже ее покрйным сыном. Впрочем, в данной инверсии Борис Акунин не еовсем оригинален. Такие же домыслы выдвигал Теннесси Уильямс в своей пьесе "Записные книжки Тригорина". Впрочем, других литературных параллелей в этом спектакле тоже предостаточно. Немец Дорн, охотно входя в роль следователя, ведет себя как истинный Шерлок Холмс, только вот играет не на скрипке, а на дудочке, цветы поливает и лечит четвероногих.

В течение всего спектакля больной Сорин(Лев Дуров) сидит в кресле-каталке и молча наблюдает за "тусовкой" у тела своего любимого племянника. Видно, у Райхельгауза не хватило смелости предложить старейшему артисту Михаилу Глузскому ерничать вместе со всеми. А впрочем, зачем, если дни отставного советника сочтены? Как и следовало ожидать, коляску хозяина поместья возит самый униженный человек в этой усадьбе — учитель Медведенко в исполнении Сайда Багова, внешне напоминающего вечного студента, обритого наголо, — то ли в знак протеста против "зажравшихся" господ, то ли назло жене, не замечающей его талантов. А ведь это он написал речь для выступления тестю Шамраеву и тихо промолчал в своем уголке, когда впервые услышал, что ребенок у Маши вовсе не от него. Но ничего, наступит его час, и о нем еще заговорят!.. Ведь недаром Семен Семенович все тут же записывает: авось пригодится для будущей пьесы. И тогда все — и Маша, и его глупая теша, и напыщенный Тригорин станут носить его на руках. Впрочем, как знать, слава — штука капризная. В этом убедился Антон Павлович, испытав жуткий позор от первого провала "Чайки" в "Александринке", а теперь смогут убедиться и Борис Акунин, и Иосиф Райхельгауз, которого очень часто упрекают за ан-трспризный подход к репертуарному театру. Недаром в самом финале спектакля режиссер "оживляет" висящее на стене чучело чайки и запускает в зрительный зал, предлагая кому-то из нас подстрелить ее. Ну что ж, будем ждать продолжения, так сказать, третьей "Чайки".

Публикуя эту рецензию, мы помним о своём праве не разделять точки зрения и оценки своих авторов.

Спектакль по пьесе Б, Акунина "Чайка" в постановке И. Райхельгауза, на наш взгляд, представляет собой произведение, которое, хотя и разыграно в легком жанре детектива, но при этом содержит весьма глубокие и интересные размышления о времени и культуре. Целый ряд ярких актёрских работ — в том числе популярного телеведущего Александра Гордона, сыгравшего роль Треплева, однако забытого нашим рецензентом, — делает постановку заметным явлением театрального сезона. К разговору об этом спектакле мы, возможно, ещё вернёмся.

Редакция

Любовь Лебедина
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова