На главную


НА СЛОМЕ ВЕКОВ

Сцена из спектакля Для своего режиссёрского дебюта в качестве художественного руководителя Театра на М. Бронной Лев Дуров выбрал пьесу С А. Найденова "Дети Ванюшина". Правда, Дуров уже не первый раз пробует свои силы в режиссуре. Здесь же, на М. Бронной, в разные годы он поставил пятнадцать спектаклей. Некоторые из них много лет сохраняются в репертуаре, другие бесследно канули в Лету. Не стану гадать, как сложится судьба нынешней премьеры. Хочу лишь поделиться первыми впечатлениями и сразу скажу: спектакль мне понравился.

С одной стороны, С. Найденов наследовал традиции позднего А. Островского, с другой, писал свою первую пьесу "Дети Ванюшина" уже после того, как Художественный театр открыл драматургию А. Чехова. Не учитывать этого никак нельзя: ничто не родится из ничего... Думаю, не случайно из десяти пьес Найденова лишь "Дети Ванюшина" остаются востребованными второе столетие. Драма эта связана со многими славными актерскими и режиссерскими именами в истории отечественного театра.

Проблема взаимопонимания отцов и детей, точнее проблема отсутствия этого взаимопонимания междупоколениями, вероятно, будет сохранять свою актуальность постоянно, во всяком случае до тех пор, пока будут здравствовать и первые, и вторые: так уж устроен мир... Особенно болезненно противоречия эти проявляются в переломные моменты истории. Не зря драма Найденова появилась на рубеже двух веков, в канун первой русской революции. И за один-два сезона стала едва ли не самой репертуарной во всей России!

Я видел ее в 50—70-е годы XX века. Не раз и в Москве, и в провинции. Смещались акценты, пересматривался жанр, но театр всегда одерживал победу, а актеры получали завидную возможность обнаружить свои разнообразные способности.v

Лев Дуров, конечно, мог бы и сам сыграть Ванюшина, но воздержался. И, по-моему, поступил разумно.

В труппе оказался актер, который прежде ничего подобного не играл, но вполне вписался в режиссерский замысел спектакля. Ванюшин — Георгий Мартынюк — с самого начала чувствует себя в собственном доме как-то неуютно, будто не он здесь хозяин, никто его не понимает, кроме жены Арины Ивановны — Веры Майоровой А ведь он всю жизнь заботился о них. Ни в чём им кажется, не отказывал. Почему же в таком случае они не понимают его? Где и с кем проводит ночи гимназист Алексей? Почему не ладится семейная жизнь у Людмилы? До каких пор его зятья будут относиться к тестю как к дойной корове? Что делать с Константином: не сегодня-завтра старшии сын станет наследником. Но можно ли ему доверить заботу о близких, особенно после того, как он обманул и Елену, и родителей... Разлад в семье воспринимается как разлад в обществе Так было в 1901 году; к сожалению, история повторяется. Сегодня мало кто обращает внимание на то, что "Дети Ванюшина" С. Найденова появились в 1901 году, а "Мещане" М. Горького — в 1902-м, т. е. фактически обе пьесы вынашивались и писались одновременно. Может быть потому в них так близки многие мотивы. Те же постоянные упреки, недоразумения, скандалы, то же непонимание между стариками и их чадами.

В наши дни, когда стационарные театры следом за антрепризой гоняются за звездами, "Дети Ванюшина" выглядят дерзким вызовом всему театральному сообществу. Дуров ставит спектакль не с гастролерами, а с актерами, которые постоянно работают в Театре на М. Бронной. И добивается отличных результатов Свой замысел режиссер передоверяет актерам, через них передает тревогу, вызванную ситуацией, сложившейся в одной, отдельно взятой семье. Однако сквозь окна ванюшинского дома отчетливо проглядывает неблагополучие в обществе в целом, где каждый думает только о себе и норовит урвать кусок послаще и пожирнее

При этом не надо думать, что по сцене бродят какие-то ужасные чудовища. Внешне вполне благопристойные. Но не дай бог никому оказаться у них на пути! Только с первого взгляда Аня — Дарья Грачева и Катя — Татьяна Ошуркова кажутся на одно лицо. Но по мере развития сюжета постепенно выясняется, что у каждой из них свой характер, просто они еще гимназистки, которым только предстоит пройти тот путь, по которому уже прошли их старшие братья и сестры. Завидную эмоциональность и открытость в Алексее обнаруживает Илья Ждаников. Занятный характер и у завистливой, желчной Клавдии — Екатерины Дуровой: она самая наблюдательная, ничто и никто не пройдет мимо нее, такая не упустит ни своего, ни чужого! Есть подлинный драматизм у Людмилы — Светланы Тимофеевой-Летуновской и Елены — Марии Глазковой И хозяйская хватка у Авдотьи — Татьяны Кречетовой. Занятный дуэт потравленной молью генеральши Кукарниковой и ее дочери Инны сыграли Ирина Кириченко и Лариса Тужаева.

Постановщик обрёл союзников не только в исполнителях, но и в режиссёре Викторе Лакиреве, сценографе Станиславе Морозове, соорудившем дом в стиле модерн начала XX века, и композиторе Сергее Корнилове, балетмейстере Марине Гладилиной. В массовых пантомимических сценах актеры стараются сделать все, что в их силах, хотя, по-моему, пока они больше озабочены техникой, чем содержанием, которое при помощи этой техники и должно стать еще более очевидным. Но спектакль лишь начинает свою жизнь Подобная стилистика в этом театре, кажется, призывается в союзники впервые. Вполне возможно, что со временем она станет совершенно органичной, как в Театре на Таганке или в "Сатириконе".

 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова