СССР, МОСФИЛЬМ, 1973
Трагическая мелодрама.
25 марта 1974
На экраны вышел фильм Василия ШУКШИНА "Калина красная".
Эта картина Василия Шукшина — крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где все трагедии должны были быть непременно «оптимистическими». Это рассказ о человеческой душе, о том, «как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места». Ибо в «Калине красной» угадан сквозной, хотя чаще всего скрытый мотив советского кино — «свой среди чужих, чужой среди своих», который решался преимущественно в социальной плоскости, когда чуть ли не вся нация принадлежала, если не к прошедшим лагеря или к родственникам тех, кто сидел, так обязательно к разнообразным «перемещенным лицам», завербованным, мигрантам и «лимитчикам». Почти все переезжали вынужденно или по зову сердца с места на места по большой, необъятной стране, оказывались в положении перекати-поля, пытающихся приспособиться, прижиться в чужой среде.
До «Калины красной» творчество Шукшина в литературе и кино нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, урбанистической безликости, бездуховности, оторванности от корней — и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей. И только в «Калине красной» этот конфликт понят на трагическом общенациональном, «всесоюзном уровне» — дело отнюдь не в том, что несостоявшийся крестьянин стал вором-рецидивистом, покинув свой дом, предав мать, существуя без семьи, один-одинешенек, гол как сокол. Словно вся страна, составлявшая тогда шестую часть Земли, оказалась в ситуации «вечного неприкаянного странника», не зная, где прибиться, с кем породниться, как найти успокоение своей мятущейся души, которая вряд ли хочет только лишь загула, «забега в ширину», но в большей степени страждет припасть к утраченным основам бытия.
«Калина красная», поставленная режиссером в возрасте 44 лет, самый исповедальный и художнически автобиографичный фильм Шукшина, никак не вписывающийся в рамки удушающего застоя. Не случайно картина начинается со сцены выступления тюремной самодеятельности — хор заключенных задумчиво и сосредоточенно выводит песню о том, как «много дум наводит» вечерний звон. Легче всего посчитать, что бывший уголовник Егор Прокудин, выйдя из тюрьмы, хочет замолить прежние грехи и начать новую жизнь в «краю родном», прикипев душой к хорошей женщине Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке, а вот прежние дружки упорно не отпускают его и назло устраивают бандитскую поножовщину. Но ведь это не «криминальная драма» и даже не мелодрама, сдобренная неожиданно комическими сценами.
Лидер проката (1974, 2 место) — 62.5 млн. зрителей.
Режиссер:
Василий Шукшин.
Автор сценария:
Василий Шукшин.
Оператор:
Анатолий Заболоцкий.
Художник-постановщик:
Ипполит Новодережкин.
Композитор:
Павел Чекалов.
Звукорежиссер:
Виктор Беляров.
Монтаж:
Елена Михайлова.
В ролях:
Василий Шукшин,
Лидия Федосеева-Шукшина,
Алексей Ванин,
Иван Рыжов,
Мария Скворцова,
Мария Виноградова,
Офимия Быстрова,
Жанна Прохоренко,
Лев Дуров,
Николай Погодин,
Георгий Бурков,
Татьяна Гаврилова,
Артур Макаров,
Олег Корчиков.
Макарыч однажды попросил меня отвезти в Москву отснятый материал. Сказал, что в Министерстве кинематографии транспорт дадут. Оказалось - все вранье. И я стоял с километрами ценнейшей пленки и не знал, что делать. На поезд не было ни одного билета. Я подошел к кассе и говорю: "Мы здесь снимаем картину "Калина красная", режиссер Шукшин". Договорить мне не дали, закричали: "Шукшин! Давайте-давайте!" Грузили телеги, везли к вагонам... Оказалось, железнодорожники гораздо душевнее относятся, чем те, кто отвечал за кино.
Я в Германии ставил "Энергичных людей". Это очень забавно, когда приезжаешь в Европу с Шукшиным. Я привез с собой те кусочки из "Калины красной", которые выбросила цензура, - она по картине хорошо прогулялась. Собрались немецкие актеры, с которыми я должен был работать. А после показа ко мне подошел один немец, который играл простого человека, попросил: "Объясните мне: великий русский писатель Шукшин. А его мама стоит с инеем на лице, с ведрами на коромысле. Я сам из деревни - знаю, сколько ей придется их нести. Что это такое?" Я ему ответил - это Россия. Он понял и играл лучше всех.
Просмотр фильма "Калина красная"
Авторы данного сайта не размещали фильм по указанной ссылке и не могут влиять на ее работоспособность, поэтому, если ссылка оказалась устаревшей - сообщите нам.
Внимание! Сервер по ссылке расположен за пределами РФ. Возможен большой зарубежный траффик.
Дополнительные материалы:
Аудиофайлы:
"Начинаем разврат" Послушать аудиоцитату в MP3
КАК ВЫЗРЕЛА "КАЛИНА КРАСНАЯ". ЗНАМЕНИТОМУ ФИЛЬМУ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА-30 ЛЕТ. «Труд-7» № 231 за 11 декабря 2003 г.
О том, как создавалась «Калина красная», читателям «Труда» рассказывает оператор-постановщик картины, заслуженный деятель искусств Белоруссии и России Анатолий Дмитриевич Заболоцкий. >>
ЛЕВ ДУРОВ. АКТЁРЫ СОВЕТСКОГО КИНО. выпуск 14
В фильме «Ксения, любимая жена Федора» он даже как будто дает загадку зрителю, являя ему вроде бы знакомого по многим фильмам, книгам и спектаклям равнодушного бюрократа, но вместе с тем сохраняя какую-то сразу уловимую интонацию, со стандартным типажом не совместимую.>>
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА.
(КАЛИНА КРАСНАЯ, 1974)
Ф. Раззаков. Главы из книги "Наше любимое кино. Интриги за кадром." Алгоритм.2004.