На главную


Лев ДУРОВ:"Я ЗАЩИЩАЛ НЕ ЕЛЬЦИНА, А СВОЮ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО…"

СПРАВКА. Известный актер и режиссер Лев Константинович ДУРОВ родился 23 декабря 1931 года в Москве. Происходит из знаменитой династии русских циркачей - дрессировщиков и клоунов, внучатый племянник А. и В. Дуровых.
        Окончил Школу-студию МХАТ, Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Работал в Центральном детском театре, в театре им. Ленинского комсомола. С 1967-го по настоящее время - в Театре на Малой Бронной. Первая роль в кино - помощник экскаваторщика в фильме "Доброе утро" (1954 г.).
        Народный артист СССР. Награжден орденом Дружбы народов (1996), избран действительным членом Академии естественных наук. Лауреат премии "Пегас" за участие в кинофильме "Не послать ли нам гонца?".
        В 1999 году в издательстве "Алгоритм" вышла книга Дурова "Грешные записки". В 2000-м стал двукратным лауреатом Международного Московского кинофестиваля за участие в кинофильме "Луной был полон сад". Живет и работает в Москве.
        ИЗ ДОСЬЕ. "Каждый его персонаж индивидуален и самобытен, хотя и неизменно несет в себе неповторимую интонацию, его человеческую неординарность, его темперамент, его особый взгляд на окружающий мир. Не случайно, участие в таких картинах, как "Високосный год", "Иду искать", "Вся королевская рать", "Семнадцать мгновений весны", "Калина красная", "Ксения, любимая жена Федора", "Открытая книга", "Последний день зимы", "Странные взрослые", "Вооружен и очень опасен", "Успех", "Три мушкетера", "Рассказы Зощенко", "Прощание с Матерой", "Бумбараш", "Нос", "Тридцать четвертый скорый" и многих других, принесло актеру подлинную популярность и любовь зрителей. Лев Дуров - любимец миллионов зрителей, веселый, жизнерадостный человек, у которого привнесенное из детства озорство и даже хулиганство - всегда при нем", - пишут про Дурова критики.


        "У меня много врагов"

        Лев Дуров - замечательный рассказчик, искренний человек, лишенный актерских "понтов". Беседовать с Дуровым, слушать его - одно удовольствие. Одесситы, любители театрального искусства, недавно имели возможность посмотреть спектакль "Жиды города Питера" в постановке Льва Дурова.
        - После гастролей на Дальнем Востоке поехал в Калугу, потом к вам, - говорит Лев Константинович. - Завтра должен быть в Днепропетровске, затем - машиной до Киева, оттуда - самолетом на Москву, в "Шереметьево-1". Там меня довезут машиной до "Шереметьево-2", откуда я на один день вылетаю в Хельсинки. Сыграю и вернусь в Москву. Успею только "хрюкнуть", как мне позвонят: "Дуров, завтра у тебя съемка".
        - То есть досуга никакого?
        - В этом году пригласили в круиз на четырнадцать дней. Должен участвовать в двух концертах и провести творческий вечер, за что на халяву меня повезут по морям-океанам. Вообще-то, если актер, делая постную физиономию, как я сейчас, рассказывает о чрезмерной занятости, не верьте, что ему плохо. А вот если он будет ныть, причем с точно таким же выражением лица: "Никто не снимает, никому не нужен" - верьте. Ему, действительно, плохо.
        - В минувшем году вы стали главным режиссером Театра на Малой Бронной, в котором работаете уже 37 лет…
        - Труппа трижды обращалась ко мне с этой просьбой, но отказывался потому, что для этого нужно быть диктатором. Художественным, но все равно диктатором. Я же, к сожалению, такими качествами не обладаю.
        Идеальным главным режиссером был Георгий Александрович Товстоногов. Помню, как он произносил свою тронную речь, рассказывал, как нужно работать, о планах, о жизни театра. Уже попрощавшись, в дверях, неожиданно повернулся: "А теперь самое главное - я несъедобен". И он, действительно, был несъедобен, но создал замечательный театр, собрал грандиозную коллекцию актеров. Я не обладаю ни талантом, ни способностями Товстоногова, однако в театре сложилась экстремальная ситуация: двадцать четыре актера написали письмо директору, в котором просили не продлевать договор с моим предшественником Андреем Житинкиным. Когда он ушел, образовалась брешь. Мне некуда было деваться. Согласился, но предупредил, что должность главного режиссера занимаю временно и, как только появится кто-то, вручу бразды правления ему.
        - Как оцениваете нынешнюю ситуацию в театре, кино?
        - Произошла подмена подлинного искусства попсой. И лично у меня создается впечатление, что все делается продуманно. Не хочу никому вешать ярлыков, но, кажется, это политика: постепенно нацию опустить. Недавно увидел на ТВ новую программу одного очень популярного эстрадного артиста. Потом три дня не мог в себя придти от ужаса! Зал от хохота закатывается, а я начинаю грустить: братцы, до чего ж мы так докатимся?! Я жутко боюсь, что лет через пять, придя в библиотеку, обнаружу, что, кроме меня, томик Достоевского читать никто не берет.
        Но позиции не уступаю. Поэтому у меня много врагов, в прессе в том числе. Я неломающийся человек, из-за чего на меня очень сильно сердятся. И за Житинкина на меня тоже злились, мол, отменил спектакли на ту самую тему, которая, как считают, сейчас должна непременно звучать. Житинкин поставил "Калигулу", что окончательно переполнило чашу терпения всей труппы. Там навешивали на актеров разные штуки, которые в секс-шопах продаются. И молодежь, и возрастные актеры восстали... Давно пытаюсь бороться с постельными сценами (хотя бороться с этим невозможно). Скажем, пытаюсь противостоять, не уступаю чиновникам нашим, которые требуют "Калигулу" восстановить. Говорю им: "Маразма не будет, лучше уйду из театра".
        - Что смотрите по ТВ?
        - В основном новости и спорт. Все остальное смотреть невозможно. Всюду "бах", "хлоп", "бах". Иной раз думаю: хоть бы как-то договаривались между собой, чтобы на одном канале печенка окровавленная, на другом - мозги на стене.
        С баррикад - на репетиции
        - Спектакль "Жиды города Питера" поставил в 1991 году. По пьесе братьев Стругацких. Недавно, перебирая свои старые бумаги, наткнулся на их письмо: "По просьбе театра предоставляем вам право первой постановки пьесы "Жиды города Питера" с непременным условием, чтобы пьесу ставил Лев Дуров".
        Мне говорили, мол, эта постановка от силы на два сезона, но она до сих пор актуальна, к сожалению. Ставил ее как раз во время нашего маразматического путча. Танки везде стояли. Как-то прихожу на репетицию, а мне ребята рассказывают, что встретил их один "хороший" человек (наш, из театра) и, узнав, что они пришли репетировать пьесу Стругацких, заявил: "Куда идете? Вы уже со своим Дуровым давно на улице висите". Я ворвался в кабинет к директору, а рядом с ним тот самый "хороший человек". Прямо при нем рассказываю директору о случившемся. "Кто это сказал?" - удивился он. "Да подонок, который рядом с вами сидит", - отвечаю. Директор растерялся, потому что тогда официальные люди не знали, как быть: подчиниться комендантскому часу или нет. В общем, я продолжил репетицию, хотя знал, что могут быть большие неприятности.
        - Не боялись?
        - Было плевать. Я отстоял эту пьесу в 1991-м. Мне было страшно в другом: тогда собирались реставрировать режим, который всем нам хорошо известен. Поэтому я туда, на баррикады, и пошел. Помнится, приехала разведка "Альфы". Когда они ходили в толпе, ясно услышал, как один другому сказал: "Для взятия нужно двадцать четыре минуты и положить две с половиной тысячи человек. Командир на это не пойдет. Мы тоже". И уехали. Штурм не состоялся. Были автоматные очереди, снайперы постреливали. Но тогда я шел защищать не Ельцина, а свою честь и достоинство.
        - Название-то пьесы немножко настораживает…
        - Мне оно тоже не нравится. Хотел изменить, но Стругацкие сказали: "Дуров, пятый пункт советской анкеты у тебя иной, чем у нас. Евреи мы, а не ты. Поэтому мы лучше знаем, как назвать пьесу". Я ничего не мог поделать…
        Собрались этот спектакль в Канаду везти. Посыпались звонки: "Ничего антисемитского нет?". "Вы что, меня не знаете? Гадости от меня ожидаете? Как не стыдно!" - отвечаю. Прилетели туда, а мне говорят: "Вас ждет главный раввин Торонто". Встретились. Он, красавец мужчина, только что вернулся из синагоги. Спрашивает меня: "Иврит?". После отрицательного ответа: "Идиш?". Вновь мотаю головой. Он: "А вы разве не еврей?". "Нет", - отвечаю. "Как же они меня на..!" - воскликнул раввин. Оказалось, что он родом из Малаховки, из Подмосковья. У него - тринадцать детей и беременная жена.
        - Исходя из вашего настроя, в коммунистической партии никогда не состояли?
        - Никогда не был членом никаких партий. Но приглашали настойчиво. Помнится, когда еще работал в детском театре, подошел наш парторг: "Левочка, вы не собираетесь в партию вступать?". Я умиленно поднял брови: "В какую?". "Лучше не надо", - ответил он и сразу отошел. Когда-то, очень давно, меня уговорили стать депутатом районного совета. Сидел в специально отведенной маленькой комнатке, куда сходились бабушки, жаловались, что унитаз раскололся, крыша течет. Пришла как-то женщина: "Меня из дома на Патриарших прудах с двумя однополыми детьми выселяют. Взамен только одну комнату дают. Завтра милиция придет". По нашим дурацким законам ей, действительно, больше ничего не полагалось. Что делать? И тут меня осенило: "Как только придет милиция, открывайте окно. Берите на руки своих однополых и вопите: "Люди, помогите, меня выселяют!". Вот увидите, милиция сбежит. С толпой связываться не станет". Через несколько дней вызывает меня председатель нашего райисполкома Шолохов:
"Дуров, ты что делаешь?!". В общем, жалобщица та, когда милиция пришла, начала орать толпе под окнами: "Люди, вы Дурова-артиста знаете? Он сказал, что вы мне поможете".         - И что было дальше?
        - Положил мандат на стол Шолохову и, вежливо попрощавшись, ушел. Отношения с начальством никогда не складывались. В Министерстве культуры мне прозвище дали - "народный бандит республики".
        - В детстве тоже безобразничали?
        - Меня исключали из многих школ за хулиганство. Один из директоров даже кричал моей маме: "Ваш сын - самый плохой ученик Вселенной!". Но я занимался спортом. У меня был разряд по конному спорту, по футболу, увлекался боксом, хоккеем.
        "У нас очень странная актерская семья"
        - Сейчас во многом происходит девальвация, - продолжает Лев Константинович. - Что-то уходит, уплывает, что-то идет на смену. Раньше была актерская аристократия, потом пришли мы, разночинцы, а нам на смену идет ПТУ. И ничего с этим поделать невозможно. Каждый сезон в театр отбираем новых людей. Нынче из ста семидесяти просмотренных едва выделили троих. Вот такая нынче педагогика - кошмар! Стреляться не собираюсь, хотя трагическое настроение часто меня посещает.
        - Всегда остаетесь довольны своими актерскими работами?
        - У меня не было отчаянных провалов ни в театре, ни в кино. В кино было много дежурных ролей. Мы их называем "позором семьи". Это когда можно не сниматься. Во-первых, не хочется быть в профессиональном застое. Во-вторых, семья-то большая - деньги на жизнь нужны.
        - О своей семье расскажите, пожалуйста.
        - У нас очень странная театральная семья. Слово "деньги" никто никогда не произносит. Не носят цепочки, сережки, не красятся. Так сложилось. Они у меня все замечательные. Жена - Ирина Кириченко, дочь - Катя, зять - Владимир Ершов. Внуки есть: Катюше 25 лет, Ивану - 18.
        - Знаю, что дочь ваша - актриса, а внуки по вашим стопам пошли?
        - Не захотели. Ваня сказал, что у него нет способностей к актерскому мастерству, и подался на гуманитарный факультет. Катя прекрасно владеет английским языком, познакомилась с Абаканским кукольным театром и умотала туда. Проработала три года. Потом вышла замуж. Я на свадьбе не был. Летали Вовка, Ваня и дочь Катя. До сих пор с ужасом вспоминают, как три дня вся деревня - триста человек - гуляла. Под столами лежали. Внучкин муж - алтаец, ну вылитый индеец! Певец - горловое пение. Недавно молодые вернулись в Москву, так как Катькин муж поступил на музыкальное отделение ГИТИСа. А она уже ноет: "Вы не представляете, в каком ужасном городе живете и как прекрасен Абакан". Надо полагать, туда опять уедут.
        - А к Украине у вас лично какое отношение? Как к иностранному государству?
        - Как-то глупо считать себя иностранцем по отношению к Украине, к Одессе, Киеву. У меня здесь масса друзей и знакомых. Многократно приезжал, снимался. В Одессе получил замечательное звание - "плотный". Когда здесь снимали "Три мушкетера", оператор решил в параллельном режиме под эту картину сделать короткометражку. Снимали на улице. Вокруг нас, ясное дело, толпа собралась. Оператор - с меня ростом, щупленький - в камеру смотрит, а на него две такие крупные женщины навалились. Он им: "Дамы, жарко" - и снимает их с себя. А они через несколько секунд снова на него ложатся. Вдруг одна из них меня узрела: "Соня, я думала, Дуров такой большой по кино, а он маленький". Вторая отвечает: "Роза, зато какой плотный". К слову, жена моя украинка. В доме нашем часто звучал украинский язык. Как видите, самые тесные межнациональные связи.
        - А кухню какую предпочитаете: украинскую или русскую?
        - Лучше украинского борща, разумеется, ничего не может быть. Сколько бы русский ни пытался сделать борщ такой, как в Украине, у него все равно не получится. У вас какие-то хитрости: сало, пампушки... Что у нас? Ну, картошка с селедкой? Так это и в Украине имеется. Буквально русской кухни нет. Вспомнил! Квас! Вот мы и будет упираться в это!
        - Супруга-то ваша украинский борщ готовить умеет?
        - Да я и сам владею кулинарным искусством. Был на передаче Андрея Макаревича "Смак". Делал там два блюда: одно - изысканное, другое - демократическое, "дуровка" называется. Приготовил, зрители как набросились - в одну секунду сожрали.
        - Раскроете кулинарный секрет?
        - Берешь две одинаковые небольшие сковородки, сырую картошку натираешь на терке. На обе сковороды кладешь эту картошку, туда можно вбить яйцо и перемешать, чтобы держалось, и ставишь на огонь. Затем любые обрезки всего, что есть в холодильнике: попочку от огурца, кусочек колбаски, сыра, помидора. Все это нужно мелко порезать, засыпать в одну из сковородок, сверху положить содержимое второй и на пять минут в духовку. Объедение.
        "Никогда не получал больших гонораров"
        - В фильме "Не бойся, я с тобой" вы предстаете классным каратистом. А в реальной жизни увлекались когда-то этим спортом?
        - Нет, и больше в фильмах не дрался. Тогда было справедливое давление на каратэ. Начала заниматься шпана и уголовники, перед которыми милиция оказалась бессильной. Милиционер рот не успевал разинуть, как по тыкве получал и потом долго не мог отдышаться. Тогда профессиональных каратистов начали приглашать в силовые структуры преподавать. После фильма "Не бойся, я с тобой", где я пальцами металлические баки пробивал, Дуров, вернее, его герой Сан Саныч, стал национальным героем. Молодежь много писем присылала. В Азербайджане, где проходит действие картины, мне лучше не появляться. Особенно на базарах. Сам ничего купить не успеваю: тамошние продавцы сразу набивают полные мешки снеди. Отказываюсь, конечно, но бесполезно. Тут же в машину сажают, в гостиницу отправляют. Очень там меня любят.
        - Вы снялись в замечательном советском сериале "Семнадцать мгновений весны". Какие воспоминания остались об этом фильме?
        - Этот сериал, в отличие от нынешней потогонной системы (современные сериалы по-другому не охарактеризуешь), снимался как нормальное кино. Тогда в этом фильме сделали маленькое открытие. Ведь раньше все преподносилось так, словно мы воевали с идиотами. Немецкой армии нет, один Гитлер, а вокруг него - наши разведчики. Мне таких разведчиков тоже доводилось играть. И вдруг впервые провели некий анализ фашизма. Показали, что это отработанная мощная машина, что "они" были умными людьми, а не идиотами.
        Вначале думал, стоит ли играть мерзавца Клауса? Была противна роль доносчика. Потом согласился, о чем нисколько не жалею. Мне говорили, что сыграл очень правдиво. Я просто обожаю эту картину, хотя она все-таки сказка. Штирлиц - стерильный образ: не пьет, женщин - ни-ни. А если всерьез, профессия разведчика самая безнравственная. Знаменитый Зорге, например, из кабаков и публичных домов не вылезал. Разведчик должен быть на виду, иначе завалится на третий день.
        - Запомнились какие-то нестандартные киношные ситуации?
        - Было дело, во время съемок фильма "34-й скорый" мы едва не сгорели. По сценарию с одним актером должен был ткнуться в огненную стену, повернуться и пойти обратно. Но случилось так, что загорелся другой тамбур, двери заклинило. Пытался разбить стекло - не получилось. Волосы на голове загорелись, а у моего партнера задымилась фуражка. В последний момент я уперся в раму и выбил ее ногами. Вывалились наружу, а рядом пожарные преспокойно стоят. Говорят, мол, ничего не делали, потому что ждали от нас команды. А вагон-то за двадцать минут полностью сгорает.
        - Извините за некорректный вопрос: считаете себя обеспеченным человеком?
        - Свожу концы с концами. Сам не голодаю, могу дочке и внучке помочь. Элементарно на жизнь, но все же... Я ни разу не получал больших гонораров, у меня нет сбережений. Живу в маленькой двухкомнатной квартире. Всегда ездил (теперь из-за давления перестал) на "Жигулях". Денег на иномарку никогда не было, потому что у меня большая семья.
        Но я совершенно спокоен. Знаю, что при таком количестве сыгранных ролей в Голливуде был бы миллионером. А нужно ли это? Поверьте, я не кокетничаю. Ну, на хрена? Просто не буду знать, что делать с этими суммами. Потом либо убьют, либо отберут, либо государство ограбит. Оно уже обворовывало нас шесть раз. Люди копили-копили, а государство все оттяпало.
        Знаете, кто в Америке считается богатым? Тот, кто живет на проценты от процентов. Так-то. Там вообще все оригинально. Они очень любят своих, признают только свое, чужих не подпускают. В течение недели в США по ТВ показывают один российский фильм, один - польский, два - немецких, все остальное - американское! У них по пятницам, в день премьеры, сумасшедшие очереди в кинотеатры...
Лара ПЕТРОВА.
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова