На главную


ЛЕВ ДУРОВ: ВСЕЛЯЕТ НАДЕЖДУ!

Главным событием в жизни многонационального советского театра в минувшем году стало создание Союза театральных деятелей СССР. Что значит в жизни актеров новый творческий союз и чего им ждать от него — об этом рассказывает нашему корреспонденту народный артист РСФСР Лев ДУРОВ:

— Я был делегатом Учредительного съезда, но, признаюсь, сразу сообразить, осмыслить, что произошло и что нас, актеров, ждет впереди, не берусь. Конечно, и обстановка торжественности, в которой проходил съезд, н тот факт, что ему для работы был предоставлен зал, где решаются важные государственные вопросы, и присутствие на заседаниях руководителей страны — все это говорит о значении, которое придается нашему творческому союзу. Но вслед за праздниками наступают будни. Та творческая трудовая ежедневность, которая должна подтвердить значение происшедшего события- И, конечно же, мы, актеры, живем ожиданиями. Ожиданиями перемен в лучшую сторону.

Мои сегодняшние ощущения раздваиваются.

Первое — это хорошо, что к управлению союзом (и российским, и всесоюзным) пришли люди, к которым относятся с уважением. Они избраны объективно, подавляющим большинством голосов. И К. Лавров, и О. Ефремов, и М, Ульянов — это личности. Они много сделали в искусстве, потому много в нем и значат.

На съезде я был поражен одной репликой, которая исходила от министра культуры СССР В. Захарова. Причем был поражен приятно и одновременно с грустью. Министр выразил удивление по поводу того, что на съезде мало говорится об актерских проблемах. В частности, о материальном положении актеров.

Что же получается? С одной стороны, каше, актеров, бескорыстие, большая взволнованность положением дел на театре, с другой — забыли об иной реальности, не меньшей и не менее важной— собственно актерской жизни, которая вбирает в себя не только профессию, труд в ней. Между тем сегодня, если называть вещи своими именами, из всех творческих (да и нетворческих тоже) работников театра в самом драматическом положении находятся именно актеры. Что происходит? К чему, если вдуматься, дело идет? К тому, чтобы едва ли не все актеры перешли на положение «договорников». (Замечу, что хотел бы на страницах «Советской культуры» прочитать убедительные возражения этому моему утверждению).

Актёрская проблема на съезде не ставилась резко, как следовало бы. Чем это объяснить? Может, тем, что съезд был всего лишь Учредительным и решались на нем вопросы в основном общие, организационные? Но ведь о проблемах драматургии и режиссуры было сказано довольно широко и конкретно. А актерская проблема ушла как-то в тень. Ничего конструктивного по ней так фактически и не было сказано. Но ведь кого-то возьмут на договор, а кого-то и нет. Кого-то переизберут на следующий срок, а кого-то и нет. И что же будет с тем довольно немалым числом актеров, которые окажутся вне театра? Да, можно сформулировать так: раз их не переизбрали, раз их не приглашают в другие театры, значит, они не соответствуют художественному уровню современного искусства. Формулировка грамотная, но от этого не изменится положение людей, оставшихся без работы.

Реплика министра вернула нас к реальности, о которой мы в атмосфере общего подъема как-то подзабыли.

Вот слова из доклада съезду: «-.В большинстве своем актеры находятся сегодня в состоянии большой неуверенности... Актер — это наиболее зависимый в театре человек... Театральный союз должен денно и нощно думать и заботиться об актере...» Хорошие, правильные, слова, и актеры вправе ожидать, что эти слова воплотятся в конкретные действия союза.

Итак, дело идет к тому, что «договорниками» будут обновляться труппы, которые складывались десятилетиями. И десятилетиями же неверно формировались. Но где-то же было начало этого... Может, неправильность обучения, о которой, к слову, тоже говорилось в докладе съезду? Ведь иных сегодня приходящих из институтов и училищ в театр молодых актеров впору квалифицировать словами из военного билета: годен, необучен. И приходится все начинать сначала. А может быть, стоит сделать профессию дефицитной? Чтобы артистов ждали! Может, стоит на два-три года приостановить выпуск актеров? Представляю, какая реакция на эти слова будет у преподавательского состава!

Андрей Александрович Гончаров в одном из своих недавних интервью высказал мысль о региональных наборах в ГИТИС с тем, чтобы выпускать для конкретных городов уже готовые театральные труппы, которых, как говорят, явно не хватает в стране. Опять проблема: с одной стороны, «явно не хватает», с другой — многие периферийные театры пустуют, о чем открыто говорили на съезде представители этих театров.

Ставлю себя в положение человека, которого не переизбрали по разным причинам: и по художественной привязанности, и по личной ко мне чьей-то неприязни, все может быть— Я выхожу иа театра с трудовой книжкой в кармане. Как говорит один из героев «Гибели эскадры»: куда идти, где берег мой? Я пойду к режиссеру, который меня хорошо знает, любит и хотел бы видеть в своей труппе. Давно звал к себе. Но я не ушел к нему тогда из театра, в котором проработал два десятка лет и считаю вторым своим домом. И вот в этом «втором доме» меня не переизбрали, прокатили. Словом, я—к тому режиссеру, а он — мне: «Лева, я по-прежнему рад бы тебя взять, но у меня в театре такое творится!..» И что же? Куда мне со своей трудовой книжкой? А ведь я не самый неблагополучный актер, сыграл много интересных ролей, еще в форме. И разве не могу оказаться не у дел? Конечно, могу...

Сегодня мы, актеры, вынуждены лишь ждать решения своей дальнейшей участи, сами же своей судьбой распорядиться не можем. Да н никогда не могли.

Что можно ждать от союза, чтобы как-то уменьшился драматизм создавшейся ситуации? Я задавал этот вопрос многим своим коллегам, друзьям. Один из них ответил: «Ну, как же, ведь будет создан театральный фонд». Это что :ко, будут выдавать пособие по актерской безработице? И каково будет актеру обращаться за этим пособием? И сколько времени актер может пользоваться этим пособием? Пока не найдет работу? А если не найдет? А если у него семья, дети, старики родители?.. И в то же время — да, актеров переизбыток-. Так что же делать? Мне кажется, сейчас никто с ходу ответить на этот вопрос не сможет: ни сам актер, ни союз, ни министерство. Но ясно одно: вопрос должен стать предметом отдельного и серьезнейшего разговора — и в союзе, и в министерстве, необходимо как можно быстрее найти выход из создавшегося положения. Этого ждут и столичные, и периферийные актеры. Особенно периферийные. Наша театральная периферия — это не просто абсолютное большинство советских театров, это еще и удивительные таланты, способные украсить любую столичную сцену. И тому есть убедительные доказательства: Смоктуновский до князя Мышкина играл в Волгограде, Евстигнеев пришел в Москву из Владимирского театра, Самойлов — из Горьковского, Янковский — из Саратовского...

Мне довелось играть «Женитьбу» в спектакле Тамбовского театра. Замечательная труппа, есть актеры, которые ту же «Женитьбу» могут смело играть в спектакле московского театра. И вдруг кто-то из них окажется не у дел — я даже представить себе этого не могу! Вот, кстати, в статье «О бедном актере замолвите слово...» («СК» от 20 ноября 1986 г.) предлагается восстановить консультационный пункт—доброе, совершенно необходимое дело. Пользуюсь случаем, выражаю полную поддержку этой идее. Я даже думаю о том, что восстановление консультационного пункта не только поможет трудоустройству актеров, но и облегчит союзу и министерству решение актерской проблемы в целом.

„.Первые радости, восторги в связи с созданием Союза театральных деятелей СССР кончились. Теперь предстоит погружение во множество проблем. Погружение нелегкое, глубокое. И одна из проблем — а ее, повторяю, надо решать как можно быстрее — актерская.

Что вселяет надежду? То, что во главе союза стоят умные, талантливые и честные в искусстве люди, которые сами актеры и хорошо по-иммают актерскую душу.

Лев Дуров, народный артист РСФСР
 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова