На главную


ЛЕВ ДУРОВ: "ТРЕПЛО И БАРАХОЛЬЩИК " С МАНДАТОМ ОТ ДЗЕРЖИНСКОГО

«Сто раз подумай, прежде чем постучать!"- призывает табличка на двери художественного руководителя Театра на Малой Бронной Льва Дурова. «Осторожно, злая собака!» — предупреждает другая надпись. Еше у входа в кабинет народного артиста становится ясно, что. став начальником, знаменитый актёр совсем не забронзовел и не утратил чувства юмора, которым всегда славился. Вряд ли кто-нибудь из его подчинённых испытывает трепет, переступая порог кабинета худрука. Впрочем, и само пафосное слово «кабинет» никак не вяжется с небольшом тесной комнаткой, в которой впритирку стоят рабочий стол, диван, телевизор, кресло, шкаф и вешалка «А вы что ожидали увидеть? — смеётся Дуров, видя недоумение на лицах корреспондентов «7Д». — У меня, кстати, и квартира маленькая. А эту комнату в театре мне выделили лет десять назад, когда я начат как режиссер ставить спектакли. Я за это время в ней обжился, мне тут хорошо и уютно. Когда стал худруком, мог бы переехать в положенный по должности большой кабинет. Но я прикинул и понял, что смысла в этом нет. Вы даже не представляете, сколько здесь преимуществ! Ведь тот кабинет находится рядом с дирекцией, там бы каждую секунду кто-нибудь забегал с вопросом, донимали бы. что я думаю по тому или другому поводу. А тут я предоставлен самому себе: сижу вдали от всех, пьесы читаю, захотел отдохнуть — лёг, полежать. Пока до меня дозвонятся!!!»

Шутки — шутками, но создается впечатление, что у Льва Дурова совершенно нет амбиций художественного руководителя. Нет. конечно, он любит свое дело и занимается им со всей ответственностью, но в любую минуту готов отказаться от занимаемой должности. Так и говорит: «Я жду. когда кто-нибудь другой придет и займет кабинет худрука». Но есть и другие причины, по которым Лев Константинович не хочет переезжать из своей небольшой комнаты. В ней особая аура, связанная с именами легендарных в истории театра людей. Много лет назад в этом здании располагалось общежитие Театра сатиры, а в комнате, которую теперь занимает Дуров, жил выдающийся актер Анатолий Папанов. Так, во всяком случае, гласит предание. А за стеной когда-то находился кабинет великого режиссера Анатолия Эфроса. В его спектаклях Дуров сыграл едва ли не лучшие свои театральные роли. Нынешнему худруку достаточно одного сознания, что рядом находится «исторический» кабинет. «Для меня комната Эфроса — это святое. Пусть даже в ней практически ничего из его вешей не сохранилось после всех ремонтов». Правда, Льву Константиновичу кое-что удалось сберечь. Во время очередного ремонта он подобрал брошенную в коридоре лампу, когда-то стоявшую на рабочем столе Эфроса, и теперь она украшает стол Дурова. Перекочевало к нему в комнату и потертое черное кожаное кресло из кабинета мастера. А сам Дуров, по его признанию, особенно дорожит большим портретом Анатолия Эфроса, висящим напротив еходной двери как раз над рабочим столом. Юн — мой учитель, человек, который значит для меня очень, очень многое. А все остальное — преходящее, — говорит Лев Константинович, окидывая взглядом свои атадения. — Сегодня есть — завтра нет».

Конечно, в этих словах есть некоторое преувеличение, ведь многие предметы, собранные здесь, вполне могли бы стать экспонатами музея. Например, эскизы к спектаклям, театральные афиши, плакаты к фильмам, по которым можно проследить творческий путь хозяина кабинета А экскурсовод Лев Константинович замечательный — каждая вещь для него становится поводом для какой-нибудь занимательной истории. Продемонстрировав нам эскизы костюмов к спектаклям Центрального детского театра, где Дурову пришлось играть пуделя Артемона, Огонь, Говорящую Тучку и других сказочных героев, он тут же вспоминает казус, связанный ещё с одной своей «детской» ролью — Мальчика. Лев Константинович, всегда любивший сам придумывать и грим, и костюмы, как-то раз предложил, чтобы Мальчик появлялся на сиене в одной набедренной повязке. «И вот исполняю я в этом наряде танец с кинжалами. Вдруг чувствую — повязка начинает сползать. Я одной рукой ее придерживаю, другой — кинжалом машу. Кое-как оттанцевал, выхожу за кулисы и с криком «Ал!» развожу руками. Повязка падает — и все от меня бросаются врассыпную! Потом кто-то нажаловался директору театра, мол, Дуров хулиганит. И мне объявили строгай выговор».

На вешалке в кабинете вместо современной верхней одежды висят два мундира старинного покроя. Один — нарядный, почти не ношенный, второй — сильно потрепанный. Это костюмы из спектакля «Женитьба», одной из знаменитых постановок Эфроса. Тот. что получше, был специально сшит для Дурова, игравшего Же-вакина. Но на репетициях роль у актера, как он ни бился, не ладилась. Как потом ему передали, Эфрос даже бросил такую фразу: «Жалко мне Лёвку, это первая его неудача!» И вот. когда до премьеры оставались считаные дни, Дурова осенило: все дело в этом новеньком костюме, который просто-напросто сковывает его движения! Попросил костюмеров подобрать ему какой-нибудь поношенный мундир, а заодно и старые сапоги. И произошло чудо: роль сразу «пошла»! Так он и играл «Женитьбу» в двух разных мундирах: пролог — в нарядном, а остальной спектакль — в старом.

А вот афиша этого спектакля, висящая па стене, и вовсе уникальна: в свое время она была «репрессирована». Казалось бы, что крамольного в гаком тексте: «Михаил Козаков, Леонид Броневой, Лев Дуров и Анатолий Эфрос приглашают вас в театр на «Женитьбу'», Но чиновники от культуры от него пришли в ужас и афишу категорически запретили. Аргумент бьи убийственный: как эта компания может приглашать на спектакль? У них что тут, частная лавочка или государственный театр? И объяснить чиновникам, что никакой идеологической диверсии никто не замышлял,было невозможно. Еше одна афиша — к спектаклю «Что тот солдат, что этот» — напоминает Дурову о весьма драматической коллизии, приключившейся, когда он работал в Театре им. Ленинского комсомола. Так вышло, что ему почти целый год не давали ролей. И вот режиссер Михаил Туманишвили приходит в театр ставить спектакль по пьесе Брехта и назначает на главную роль Дурова. «Но на репетиции незадолго до премьеры я, стоя на коленях, неловко повернулся и раздробил себе коленную чашечку. Ужас! Премьера под угрозой, другие актеры тут же начали предлагать режиссеру свои услуги, но он в ответ: «Хоть год, хоть два, но буду ждать Дурова». Когаая об этом узнал — на другой же день пришел на репетицию с «гипсовой ногой». Правда, так мне этот гипс мешал, что я потом сам его раскатал. С тех пор нога у меня побаливает, связки так и не закрепились...»

Известно, что Дуров не только виртуозно рассказывает свои байки, но и записывает — выпустил уже две книги автобиографической прозы. Не для этой ли цели тут стоит допотопный «Ундервуд»? Хозяин в ответ на такое предположение только машет руками — машинкой он не пользуется: «Просто все знают, что я ужасный барахольщик, вот и дарят мне всякие любопытные вешицы». А он, как «барахольщик», все бережно хранит. Особенно ему нравится один подарок от зрителей, который висит над входной дверью — небольшой листок бумаги с таким текстом: «Мандат. Выдан товарищу Дурову в том, что он состоит начальником отдела военной разведки. Данное удостоверение ВЧК разрешает товарищу Дурову право ареста всех подозрительных лиц по его усмотрению для немедленного препровождения в группу дознания ВЧК. Дзержинский». Это поклонники сделали ксерокопию с подлинного документа, вписали фамилию Дурова и смонтировали с его фотокарточкой. А вот большое полотно, повторяющее сюжет известной картины «Охотники на привале» — подарок Льву Константиновичу на 70-летие от передачи «Белый попугай». Только вместо трех охотников на нем изображён Дуров в трех ипостасях,самому себе травящий байки. «Мне её подарили как старому треплу. — комментирует Лев Константинович. — Помню, Гафт долго не мог написать на меня эпиграмму, но в конце концов придумал: «Актёр, рассказчик, режиссёр/Но это Леву не колышет,/Он стал писать с недавних пор./Наврёт, поверит и запишет...» Но корреспондентам «7Д», хочется верить: Лев Дуров рассказывал только чистую правду. Единственной ложью, причем беззастенчивой, которую мы обнаружили, была табличка на двери, предупреждающая о скверном характере хозяина кабинета. «Конечно, это шутка», — сказал на прощание худрук и вдруг, как фокусник, извлёк откуда-то из-под стола шпагу, сделал стремительный выпад: «Обороняйтесь!» Фото Михаила Клюева.

 

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова