На главную


27.10.06 КНИГА О КИНО И О ХОРОШИХ ЛЮДЯХ

22 октября народному артисту Беларуси (а по сути-то — народному кинорежиссеру) Игорю Добролюбову исполнилось 73 года. И так уж совпало, что к этому времени подоспела его книга воспоминаний “Осколки памяти”. И хотя Игорь Михайлович, к великому сожалению, переживает не лучшие времена — летом он перенес инсульт, тем не менее духом не падает. Более того — называет свою кинематографическую судьбу счастливой. И это несмотря на четыре перенесенных инфаркта и более чем десятилетнее забвение, на которое обрекла его новая белорусская власть.

Добролюбов словно сам напророчил себе судьбу: первый его кинофильм, снятый в далеком 1966 году, назывался “Иду искать”, позже были картины с не менее символическими названиями: “Шаги по земле”, “Счастливый человек”, “Потому что люблю”... Одна из последних работ — “Осенние сны” кинолента уже 1986 года. Заключительная работа под названием “Эпилог” в самом деле стала эпилогом кинематографической судьбы режиссера — после 1994 года он оказывается не у дел, причем не по своей воле. Хотя полон сил — Добролюбов не только хочет, но и может снимать. Он пытается добиться у Минкультуры права на экранизацию “библейского рассказа” (именно так называет) “Желтый песочек” Василя Быкова. И нет сомнений, что у Добролюбова бы получилось. Но...

Но не случилось — Министерство культуры с тогдашним своим шефом г-ном Гуляко денег на экранизацию Добролюбову не дало.

Единственный, кто протянул в те годы руку помощи, — первый ректор Института современных знаний Александр Широков, пригласивший Игоря Михайловича преподавать в свой институт. Об этом он сам вспоминает в своей книге. Вообще говоря, в ней рассказ лишь о хороших людях, с кем сводила судьба: Владимир Короткевич, Василь Быков, Всеволод Санаев, Олег Даль, Валентин Никулин, Борис Новиков, Стефания Станюта, Галина Макарова, Лев Дуров, Николай Караченцов, Станислав Садальский... Однако первым Добролюбов называет все-таки своего учителя Михаила Ильича Ромма, которому и посвятил свои воспоминания. К слову сказать, в чем-то их судьбы даже схожи: “Михаилу Ильичу тогда тоже было непросто, — вспоминает Добролюбов, — он тоже не снимал, он даже болел, но он продолжал работать — ”писал" свои устные рассказы".

Как знать, не по примеру ли Ромма обратился теперь Игорь Михайлович к литературному делу?.. “Если книга не удастся, я заведомо прошу у него прощения, — написал во вступлении Добролюбов. — А если приблизительно получится, то и за это я благодарю Михаила Ильича...”. Думается, все-таки не прощения надо просить Ученику у Учителя — можно и должно благодарить, потому как книга вышла в самом деле увлекательная, написана она живо и легко (в чем заслуга в том числе журналиста Елены Новожиловой, помогавшей осуществлять литературную запись рассказов режиссера). Добролюбов — великолепный рассказчик! И дело вовсе не в именитости автора. Будь он даже неизвестным человеком, все равно стоило бы прочесть “Осколки”, потому как написано-то хорошо и, что более существенно, автору есть о чем рассказать. Остается только сожалеть — почему за непрывичное для себя дело Добролюбов не взялся раньше? Но, впрочем, время же есть, чтобы наверстать упущенное?

...Игорь Михайлович встречает нас в своем кабинете, стены которого — все в фотографиях тех, с кем вместе работал Добролюбов и о ком теперь написал книгу. Но главный здесь — портрет Ромма, самый большой, с автографом Михаила Ильича: “Дорогому Игорю, которого я очень люблю, от старого деда Ромма. 9 июня 1968 г.”. Болезнь, кажется, нисколько не изменила хозяина кабинета — он такой же, как и до нее, очень радушен, широко улыбается и протягивает руку для рукопожатия. Правда, говорить ему пока еще тяжеловато...

— Игорь Михайлович, знаю, что выхода этой книги Вы ждали давно...

— Да, долгожданная книга. Она действительно долго собиралась-писалась, а потом долго еще не печаталась, что привело меня в полную растерянность. Ведь если в кинематографе я знаю все, то книгоиздательская среда была совершенно мне незнакома.

— Ваши воспоминания вышли в негосударственном издательстве “Харвест”. Вы не обращались в госиздательства?

— Обратился в одно, но что-то там не получилось, не затанцевалось... В общем, “не получился кадриль”... А в негосударственных книгу брались издавать, но — за деньги, за полторы тысячи долларов... Бесплатно ее напечатать согласился только “Харвест”.

— Когда книга была уже практически готова, может, Вам что-то вспомнилось, о чем Вы позабыли рассказать?

— Нет, вроде бы все рассказал. Но я же никогда не сталкивался с подобным делом. Это в кино можно снять несколько дублей, а тут — только один.

— И все равно хорошо вышло. Вот Вам не дали экранизировать Василя Быкова, и тем не менее Вы нашли выход: не дают снимать, тогда книгу напишу!

— Эту книгу я действительно очень хотел написать — чтобы подвести некую итоговую черту. Если же книги нет, то вроде и не сделал ничего...

— А всю ли правду рассказали в ней?

— Да. Но, понимаешь, я ведь заведомо хотел рассказать лишь о хороших людях, о хороших и талантливых. Плохих я не снимал, поэтому их нет и в книге. Я рассказал о тех, с кем мне посчастливилось встретиться на съемочной площадке и в жизни. Все это исключительно прекрасные люди, с некоторыми из них мы стали друзьями: Всеволод Васильевич Санаев, Колюня Караченцов и еще очень многие... Поэтому и свою кинематографическую жизнь я могу назвать счастливой.

— Счастливая, несмотря на четыре инфаркта?

— Да, да... Конечно, сложная была жизнь, но все-таки счастливая.

— Может, и все эти инфаркты — это Ваша плата за счастливую жизнь?

— Наверное, наверное... Я ведь не собирался быть режиссером — учился на журналиста. Хотя уже в университете играл в студенческом театре. И, кстати сказать, был еще мастером спорта по легкой атлетике — первым в истории университета! Я марафонец, проходил пятьдесят километров. Сейчас, конечно, трудно в это поверить, но мои однокурсники помнят.

— Игорь Михайлович, простите, пожалуйста, но не могу не спросить: как Вы сейчас себя чувствуете?

— Ну-у... инсульт — это тяжелая болезнь. Говорят, что после нее долго надо отходить-приходить в себя...

Тем не менее, как показалось, Добролюбов настроен все-таки оптимистично — уже на пороге своей квартиры (хоть и с трудом, но все-таки выйдя в прихожую!) он вдруг сам заговорил о том, что инсульт, как сказал Игорь Михайлович, “проходит”. Просто надо верить в свои силы и не падать духом. И Добролюбов — верит.

Сергей ШАПРАН, «Народная воля»

 
  Все новости    

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова