На главную


16.12.06 40 ЛЕТ "МАСТЕРУ И МАРГАРИТЕ"

Сорок лет назад, в декабрьском номере журнала "Москва" была опубликована первая часть романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Сегодня о романе известно почти все.

Роман был задуман Булгаковым в 1928 году, а первая страница была написана 8 мая 1929 года. Тогда он назывался «Копыто инженера», но. Но через год черновик романа полетел в огонь. Это был пик травли писателя в прессе и гонений цензуры. Надо отдать должное Булгакову, он стоически терпел удары, даже завел роскошный специальный альбом, куда наклеивал разносы - их набралось больше 300! (и только 3 положительных отзыва).

В тот роковой день нервы не выдержали, он узнал, что его пьеса «Мольер» запрещена к постановке. Булгаков распахнул дверцу буржуйки, хотел было кинуть тетрадь в пламя, да вдруг задумался. Но кто поверит, что роман о дьяволе был написан? После чего разорвал тетрадь на две половины. Левую - оставил, а правую кинул в огонь.

Вот когда первый раз мелькнула в его голове мысль - рукописи не горят.

Вскоре, однако, Булгаков вернулся к роману, и писал его уже до конца жизни, до самой последней точки. Жена писателя Елена Сергеевна сохранила для нас ту священную минуту: это случилось 13 февраля 1940 года, за четыре недели до смерти, умирающий Булгаков писать уже не мог, а только глухим голосом вносил поправки в рукопись, которую читала по главам жена.

Дойдя до сцены в Александровском саду, где, помните, Маргарита знакомится с Азазелло в тот самый момент, когда мимо идет похоронная процессия с гробом литначальника Берлиоза, где Маргарита спрашивает у демона: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Булгаков замолчал, и сказал: «пожалуй, хватит». И уже больше к работе над текстом не возвращался.

Роман пришел к российскому читателю, когда минуло более четверти века спустя после смерти писателя. Пришел и сразу стал событием не только отечественной, но и мировой литературы.

К 40-летию публикации приурочена одно сенсационное событие в нашей культуре - 15 лет после окончания съемок к зрителям выходит, наконец, загадочный фильм режиссера Юрия Кары «Мастер и Маргарита».

Почему 15 лет фильм покоился в сейфе одному черту известно. То ли протестовал продюсер, то ли режиссер не хотел ничего сокращать, то ли возникли проблемы с авторскими правами. Однако, после триумфального выхода сериала Владимира Бортко, Юрий Кара решил все-таки показать свою версию легендарной книги... Фильм идет 4 часа. Это четыре серии для ТВ и две - для кино. В главных ролях тоже звезды, как и у Бортко, только другие. В роли римского прокуратора Понтия Пилата выступил Михаил Ульянов, а роль Иешуа исполнил истовый Николай Бурляев, любимец Тарковского, которого весь мир однажды узнал по роли мальчишки Ивана из «Иванова детства». Образ Воланда досталось воплотить ироничному Гафту, а Мастера сыграл актер Виктор Раков. Звездная роль красавицы Маргариты выпала Анастасии Вертинской.

Критики, видевшие фильм Кары, дружно отмечают как одну из главных удач роль поэта Ивана Бездомного в блистательном исполнении Сергея Гармаша. И вообще ставят фильм выше экранизации Бортко. Здесь Иудею снимали в Израиле, а Москву - не в Питере, а в Москве.

Наконец музыку к фильму сочинил Альфред Шнитке, это одна из последних его работ в музыке.

Будем надеяться, что скоро фильм выйдет к публике, которая в очередной раз оставит все дела, чтобы прильнуть к телевизору. До сих пор сумасшедший рейтинг сериала Бортко никем не превзойден - больше половины населения России день за днем смотрели тот сериал.

40 ЛЕТ БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ

Юбилей книги: 40 лет назад впервые увидел свет роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Безжалостно порезанный цензорскими ножницами, все-таки вышел - в двух номерах журнала "Москва". Первая часть была опубликована в конце года, а вторая - через паузу - в начале следующего. Редакция не просчиталась: подписка на журнал выросла в десятки раз, а популярность издания взлетела, словно Маргарита над Арбатом.

Чтобы литератору попасть в редакцию журнала "Москва", надо выдержать испытание необъяснимо крутой лестницей. Вдова Булгакова Елена Сергеевна испытание выдержала 40 лет назад. Машинописная копия "Мастера и Маргариты" была опубликована - в одном номере с текстами Симонова, Фурманова и картинками о сражающемся Вьетнаме. "Храним, гордимся", - говорит заместитель главного редактора журнала Алексей Позин.

В первую часть романа цензоры вмешались 21 раз, во второй части - 138 купюр. Полностью изъяли сон управдома Никифора Босого, вырезали все, что касалось валютных операций, римской тайной полиции, и за компанию исключили из книги всех голых женщин: и Геллу, и Маргариту, и служанку ее Наташу попросту одели. Московский самиздат на это злодейство тут же ответил брошюрой "Купюры из нового романа Булгакова", так что сообразительный советский читатель собирал полноценную книгу сам, как конструктор.

"Тогда это было дикое ощущение полета какого-то, но не мистического, а духовного, в который увлек тебя писатель", - вспоминает режиссер Владимир Бортко.

"Этот роман пролежал в столе 25 с лишним лет, четверть века. Это был такой незримый обвинительный приговор советской власти", - говорит литератор, булгаковед Мариэтта Чудакова.

Предисловию Константина Симонова, в котором он, видимо, вынужденно отметил "ограниченность булгаковского взгляда", не верили. Роман проглатывали за ночь, на следующую ночь с воспаленными глазам проглатывали еще раз. Сегодня "Мастера и Маргариту" читают уже спокойно, но очень часто перечитывают.

Школьники старших классов выражают свое восхищение романом посредством легкой настенной живописи, умудренные опытом литературоведы - посредством научных конференций. Пожалуй, ни один роман второй половины ХХ столетия не исследовали так много и так часто. Вот и сегодня на Большой Садовой, в "нехорошей квартире" - очередное собрание булгаковедов.

В комнате, где работал писатель, работают ученые, по другим комнатам бродят школьники. Им все пытаются объяснить, что такое примус и куда из этой квартиры пропадали люди в 30-х годах.

"Читают все роман в 12-13 лет, а к 14-ти годам обычно прочитали уже два-три раза", - констатирует Заслуженный учитель России, преподаватель литературы лицея №1525 Москвы Евгения Абелюк.

Свою первую московскую коммуналку Михаил Афанасьевич не очень-то любил. Возможно, потому и поселил сюда нечисть, делятся догадками сегодняшние хранители квартиры.

Искусствовед, экскурсовод музея-квартиры М.А. Булгакова Галина Морозова рассказывает: "Народ идет - студенты, в общем, приятно, что культурные идут люди. Хотя, конечно, бывают разные, которые вот так бегают, бегают, ищут. И так смотришь: странный человек, что же вы ищете? А он на тебя внимания не обращает. Что же вы все-таки ищете? "А где Воланд жил?" Тут по интонации я уже понимаю, что кто-то уже пошел по фазе".

Люди приходят воспитанные, невоспитанные не приходят, продолжает свой рассказ искусствовед, правда, в экспозиции выставляется уже третий примус. Два предыдущих исчезли. Добрые люди унесли, судя по всему, из-за большой любви к Булгакову. Екатерина Яковлева Программа "Вести".

 
  Все новости    

Самые популярные материалы на сайте:


На главную

Поиск по сайту
Подписка на новости >>
Предисловие
Приветствие Льва Дурова
От администрации сайта
Новости
Анонсы на текущий месяц
Форум
Интересные ссылки
И это все о нем
Биография
Льву Дурову - 80!!!
Фотоальбом
Интервью в прессе, на ТВ
Статьи в прессе
Друзья
Школа-студия МХАТ. Ученики.
Театр
О театре на Малой Бронной
Роли
Постановки
Рецензии
Текущий репертуар
Где купить билеты
Кино, ТВ, радио
Фильмография
Роли в кино и на ТВ
Телеспектакли
Голос Дурова
Рецензии
Актёрские байки. Книги.
Байки Дурова
Книги Л.К.Дурова