07.02.08 ВОЗВРАЩЕНИЕ "КАШТАНКИ"
Московская студия "Анимос" закончила съемки очередного мультфильма из серии "Русская классика - детям": это свежий взгляд на "Сказку о глупом мышонке" Маршака. Но еще неостывший кукольный павильон тут же был застроен новыми декорациями.
"Сказка о глупом мышонке" Самуила Маршака разошлась невиданным тиражом: в книжках-малютках, радиопостановках, кукольных спектаклях, мультфильмах. И вот пришло время новой экранизации. Режиссер Мария Муат предложила свою версию анимационного прочтения Маршака. Тринадцатиминутный кукольный фильм называется "Про мышонка". Главные отличительные особенности: это мюзикл, и спели его актрисы Театра-мастерской Петра Фоменко.
"Все роли у нас сыграли Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и обе сестры Кутеповы, - рассказывает сценарист Владимир Голованов. - Это было душераздирающее зрелище. Они вырывали друг у друга реплики, кричали: "Я буду червяк!" А, учитывая, что запись происходила после репетиции "Трех сестер" в театре, перевоплощение было потрясающим".
В отличие от Маршака, Голованов и Муат - более гуманные творцы. Они берегут детскую психику и не убивают несчастного глупыша. Все няньки-животные под предводительством мамы-мыши догоняют кошку и спасают героя. И это делает честь и авторам, и их кукольным персонажам.
Особый реверанс - в сторону художника-постановщика фильма Марины Курчевской. Пестрые, изысканные декорации сразу создают радостное настроение от встречи с кукольным кино - весьма редким в последние годы. Антураж мгновенно настраивает на театральность: это все не понастоящему, это игра. И когда Жаба с Мышью идут к норке, на втором плане крутится огромный барабан с нарисованным пейзажем, а все действия героев поясняет хор плоских мышек-марионеток. Кроме того, великолепны сами персонажи, разодетые подстать своим характерам: эксцентричная тетя Утка в модной шляпе, неуклюжая тетя Жаба, ретивая тетя Лошадь, флегматичная тетя Щука в старушечьем платочке.
"Про мышонка" - очередной фильм из серии "Русская классика - детям", над которой работает московская студия "Анимос" (Генеральный директор и продюсер - Тенгиз Семенов, художественный руководитель - Наталья Орлова). Уже вышли и завоевали немало профессиональных наград "Желтухин" (по А.Толстому), "Гостинец от крестной" (по А.Погорельскому), "Девочка Люся и дедушка Крылов" (по Саше Черному), только что завершены "Новогодние приключения двух братьев" (по Е.Шварцу).
"Аналогичные проекты делали в свое время англичане, - поясняет Наталья Орлова. - Они экранизировали Шекспира, сказки народов мира, самые знаменитые оперы. Одновременно над разными фильмами одного блока работали сразу несколько режиссеров. У нас иная ситуация. Режиссеры сами предлагают свои идеи, а мы обсуждаем, что принимать, а что - нет".
Сама Орлова снимает чеховскую "Каштанку". Работает в традиционной рисованной технологии, отказавшись от любимого стиля - живописи на стекле. Условия диктуют персонажи - животные, которым необходимо естественно двигаться на экране, без всяких наплывов и стоп-кадров. Поэтому здесь главенствуют прорисовка, контуровка, фазовка, за рубежом закупается целлулоид, которого в России теперь днем с огнем не сыщешь. Привлекаются необходимые для такого кино ресурсы со стороны: начинающие художники из ВГИКа и школы-студии "Аргус". Для них это и практика, и возможность заработать.
"Почему "Каштанка"? - отвечает на мой вопрос режиссер. - Потому что это ностальгия. Мне близка эта тема. Я много лет провела в интернате, когда училась в художественной школе. Все плохое ушло из памяти, и остались только сны, запахи, впечатления. Почему и Каштанка возвращается от сытой, хорошей жизни у Клоуна в грязную мастерскую. В основе этого сюжета - грусть. Но грусть сладкая."
Как и в случае с "Мышонком", сценарий написал Владимир Голованов, музыку - Игорь Назарук. Роли озвучили мэтры отечественной сцены Лев Дуров (Столяр) и Александр Калягин (Клоун).