Маленький, стремительный, неунывающий, неукротимый - Лев Дуров
всегда готов пройтись по сцене колесом, сострить, потрясти зал, а
то и подраться. Огромная популярность, бешеная энергия,
родословная, занимающая треть российского гербовника... И - не
удивляйтесь - полублатное детство.
- Ваш друг, знаменитый сыщик майор Томин, он же артист Театра
на Малой Бронной Каневский, как-то сказал, что в артисты Дуров
попал случайно: легла бы карта иначе - и стал бы он известным в
криминальном мире паханом...
- Насчет пахана Каневский хватил. В детстве я знал все ворье
района, но у меня никогда не поднималась рука на чужое. Если бы
меня не приняли в Школу-студию МХАТ, я пошел бы на завод, стал
токарем или слесарем. Больше мне деваться было некуда.
- Вы дворянин из хорошего, старого русского рода: ваш
прапрадед, саратовский градоначальник, обставил Пушкина в карты,
кавалерист-девица Надежда Дурова вошла в историю... А вы знали
все ворье района и были готовы идти на завод - что произошло с
вашей семьей, почему она так опростилась?
- Кто-то из моих родственников после 1917 года бежал из
страны. Другие боялись упоминать о своих корнях - это было
небезопасно.
А знаменитые братья Дуровы, например, вообще не ощущали себя
дворянами. Анатолий и Владимир стали клоунами (Большая советская
энциклопедия называет их основателями современной школы
дрессировки) - трудно помнить о своем родословном древе, выходя
на арену в клоунском колпаке, имея дело со зверьем, произнося
дурацкие репризы.
Так что у нас дома не вспоминали ни о родовом гербе, ни о
цирке. Отец работал взрывником, мать - сотрудницей
военно-исторического архива. Наталья Дурова, пошедшая по стопам
деда Владимира, сохранила дворянские корни, а я стал дворовым
лефортовским парнем.
- Как же протекало босоногое детство?
- Как у всех. Обычные дворовые игры: казаки-разбойники,
двенадцать палочек, штандер, пристеночек. Потом голубятня - там
пошли дела посерьезней. Это уже был заработок: своих голубей мы
продавали, приманивали и чужих... Законы в этом мире были жесткие
- если наши голубятни были рядом, я не имел права сажать к себе
голубей соседа; если его голубь прибивался к моей стае, я был обязан его
вернуть.
Но были и криминальные дела, голубятни "подснимали". Приходим
однажды к себе, а голубятня пустая - всех птиц украли...
- Как разбирались с теми, кто "подснимал" голубятни?
- Вычисляли того, кто это сделал, шли ночью и "подснимали" его
собственную. Иногда хозяин выскакивал с топором в руках - один
наш парень, испугавшись топора, спрыгнул с крыши и сломал обе
ноги.
Было одно табу: запрещалось тормозить окольцованных голубей,
ходивших с почтой. Ни один голубятник, даже приблатненный,
отмотавший срок, не позволил бы себе этого сделать.
- И много было таких?
- Примерно половина. Тогда ведь сажали за любую мелочь, в том
числе и за прогулы. Сидим мы на голубятне, подходит участковый:
"Осина, пошли".
Осина знал, куда его позвали: он три дня просидел на голубятне
и не ходил на работу. Через два года мы так же занимаемся
голубями - и вдруг подходит Осина: "Здорово!" - "Здорово". И мы
как ни в чем не бывало, как будто он никуда не уходил, продолжаем
гонять голубей. Отмотал срок - и ладно.
- Лефортово было криминальным районом?
- Тогда было три криминальных района: Марьина Роща, Лефортово
и Измайлово. Там и "малины" были, и "хазы" - все как полагается.
Между собой они не враждовали, "держали зону". Наша зона была
между Новослободской, кинотеатром "Третий интернационал" и
Елоховской церковью. Тут меня никто не мог тронуть - там могло
произойти что угодно. Обычно отношения выясняли за сараем.
Стыкнемся?" - "Стыкнемся". Кровь пошла - и закончили, вместе
пошли на каток. Но у взрослых все было гораздо серьезней.
У меня был вяхиревый голубь-скакун. Это мутант, выродок
голубиного племени: он сидит, и башка у него крутится, как
локатор. Увидев чужого голубя, скакун взлетает и бьет его, пока
не посадит. Если этот голубь тебе не нравится, ты его продаешь.
Или - если он ценной породы - обрезаешь ему маховые перья и
оставляешь себе. Пока перья отрастают, он привыкает к твоей
голубятне, а затем ты выпускаешь его в грохот со стаей.
Мой голубь сел на чужую голубятню. Хозяин, большой сильный
мужик, принес его мне: "Седой (так меня звали в Лефортове), давай
деньги, а то скакуну твоему башку оторву". Я сказал: "Подожди,
сейчас придут взрослые, откуда у меня деньги..." Но он ждать не
стал и на моих глазах оторвал голубю голову - взял его за шейку и
ударил о колено. Со мной случилась истерика, и я сказал ему все,
что малолетке не полагалось говорить мужику. Вот его друзья и
отмесили меня сапогами.
Когда я поправился, взрослые взяли меня и пошли разбираться.
Те играли в карты. Наши подошли и стали рядом: "Надо извиниться
перед малолеткой". Началось толковище, один из игроков потянулся
за картами, но взять их не успел. Ножницами, лежавшими на
соседней полке, ему пришпилили руку к столешнице и страшно, до
полусмерти избили всех, кто там был. А потом, встречая эту братву
на улице, взрослые нормально с ними общались - произошел расчет.
Законы в Лефортове были жестокие - тому, кто был в чем-то
виноват, говорили: "Отдержись!" И три раза били его чем ни
попадя: ногой в пах, дубиной, кирпичом по голове. Если ты
выдерживал, то вина снималась. Если завыл и попросил пощады, тебя
больше не было - Лефортово такого человека выбрасывало.
- Как же в вашей жизни возник театр?
- После очередной драки меня затащили в Дом пионеров - там был
детский театр, и он мне понравился. Прозанимался три года, сам
делал декорации, у всех отбирал роли - и в конце концов из меня
выбили улицу. Она ко мне претензий не имела: "Седой в артисты
подался, человек театром занимается..." За спиной, конечно,
посмеивались, но в лицо грубить боялись - можно было и по зубам
получить.
А когда я поступил в Школу-студию МХАТ, об улице просто
пришлось забыть: времени не хватало ни на что.
- Школа-студия МХАТ всегда считалась самым бонтонным
театральным вузом. Там учили хорошим манерам, там надо было
вставать при виде педагога и первым здороваться со
старшекурсниками...
- На манеры тогда особого внимания не обращали. Я, как и
учившийся одновременно со мной Женя Евстигнеев, подпадал под
амплуа социального героя пятидесятых годов, парня от станка. Зато
сегодня меня в театральный вуз, может, и не взяли бы - сейчас в
ходу другие лица.
- Как вы общались, как проходила ваша студенческая жизнь?
- В общежитии на Трифоновской. Жили мы так же, как и любые
другие студенты: выпивали, шутили, пели, играли. Когда надоедал
город, выезжали на природу и колобродили там. И вкалывали изо
всех сил, даже по ночам работали - мы очень хотели стать
настоящими артистами.
Горюнова, Анофриева и Дурова в Школе-студии называли
неразлучной троицей. Нас и до экзаменов вместе не допускали.
Однажды мы, например, сцепились с целой свадьбой: идем по улице,
заглядываем в окна, а в полуподвале торжество. Мы зашли:
"Поздравляем молодых!" - а свадьба почему-то обиделась. Вот мы с
ней и подрались - гостей было больше, но мы не отступили.
А на следующее утро мы пошли сдавать марксизм-ленинизм:
у Дурова не видел один глаз, у Анофриева висела губа, у
Горюнова было порвано ухо. Мы сказали, что ставили антенну и
упали с крыши, но это нас не спасло. "Вы что, все вместе с нее
упали?" Преподаватель заметил, что с такими лицами
марксизм-ленинизм сдавать недопустимо, и выгнал нас с экзамена.
Со мной многие вообще боялись выходить на улицу - знали, что
обязательно влипнут в историю. А в рестораны я и сам не ходил -
вечер всегда кончался плачевно. Крутые на кого-нибудь наедут, я
начну заступаться... И пошло-поехало.
Лет десять тому назад пошли мы в Ялте в ресторан - устраивать
кому-то отвальную. За столом сидели Валя Гафт, я, Наум Колев,
Андрюша Миронов, Сережа Богословский... Кто-то из местных
авторитетов отпустил антисемитскую реплику в адрес Сережи,
получил в челюсть... И началось что-то невероятное. От ресторана
"Прибой" через пять минут не осталось ничего, его разнесли весь:
кидали стулья, летели бутылки, я поймал одного из местных с
опасной бритвой в руках.
Наших забрали, их забрали... Но потом я пошел в милицию,
какую-то хитрую версию выстроил: всех выпустили, и даже
оплачивать ущерб не пришлось.
Голливудская была драка! После такой драки точно должны были
остаться три трупа! Но все отделались синяками, хотя по ресторану
летали неоткупоренные бутылки с шампанским, а человек, которого
ударил Сережа, поднялся в воздух, ударился спиной о накрытый стол
и отлетел вместе с ним в другой угол зала. (Супружеская пара с
ножами и вилками в руках осталась сидеть, уставившись в пустоту.)
Так что в рестораны мне ходить нельзя.
- Вы многого себя лишили. Так приятно сводить девушку в
ресторан, поглядеть, как любимое существо ест суп... Как вы за
ними ухаживали в молодости, куда водили?
- Нормально ухаживал. К тому же в нашей жизни девушки не
играли решающую роль - у нас, скорее, было мужское братство.
Недавно я перебирал старые фотографии: на субботнике строим
Университет - на фотографии я, Олег Борисов, Басилашвили...
Копаем картошку: Табаков, Борисов, Ефремов, Евстигнеев, я.
К тому же все разговоры о театральных романах гроша ломаного
не стоят - в театре их нисколько не больше, чем на заводе. А уж
разводов и адюльтеров у нас точно меньше - мы слишком много
работаем, нам некогда глупостями заниматься.
Со своей женой я познакомился на первом курсе: вместе учились,
влюбились, поженились - все просто. Если иметь в виду
законоутвержденную связь, то в брак мы вступили после окончания
института, а если гражданское сосуществование - то много раньше.
После института она стала одной из основоположниц
"Современника", потом там что-то не сложилось, и она ушла на
эстраду, затем в Театр Ленинского комсомола... Сейчас мы вместе
работаем на Малой Бронной.
- А вы-то сами почему после института пошли в Центральный
детский театр, а не остались во МХАТе?
- Меня собирались брать в Художественный театр: вместе со мной
туда шли Леня Харитонов, Губанов, Зимин... Но у нас преподавал
Олег Ефремов, и он агитировал за Центральный детский: "Иди к нам,
не ходи во МХАТ". И тут на дипломный спектакль приходит директор
ЦДТ Шах-Азизов и приглашает меня в свой театр. Я согласился - там
была одна из лучших московских трупп.
Потом были Театр имени Ленинского комсомола, а затем Бронная -
здесь я вырос, здесь состарился, тут и завершатся мои театральные
дни.
- Вы считаетесь мастером театрального розыгрыша...
- В театре этим трудно кого-нибудь удивить - здесь столько
остроумных людей!
Мастером розыгрыша считается Табаков: сам он на сцене не
колется, зато партнеров разыгрывает чудовищно. У них был
знаменитый случай с Козаковым. Тот играл Рассказчика и говорил:
"Я - Рассказчик!" А Табаков, проходя мимо, тихо добавлял: "Такому
рассказчику хрен за щеку". Козаков начинал ржать, зрители
поднимали брови. И вот наступает роковой день - на спектакль
приходит американский продюсер.
Козаков на коленях умоляет Табакова не хулиганить хотя бы
сегодня - тот ласково улыбается и соглашается. А на спектакле,
проходя мимо Миши, Лелик скорчил страшную рожу и засунул за щеку
язык - после этого Козаков полчаса ходил по сцене согнувшись и
хрюкал.
Сейчас в театре все стали деловыми, игры и шалости из него
уходят. Надо зарабатывать, и молодежь занимается, делает деньги -
антрепризы, бизнес... и прочая ерунда.
- Но ведь и вы, наверное, страшно вертелись, когда были
молодым актером, и у вас, судя по всему, была нелегкая жизнь...
- Жуть. Это была жуть. Все оказалось очень жестко.
- Как же вы тогда жили?
- Хорошо. Спокойно. На шести метрах с женой и дочкой, за
занавеской в коммуналке. Однокомнатную квартиру я получил после
того, как друзья пришли ко мне в гости, а потом все вместе
постучались в кабинет к Шах-Азизову: "Вы знаете, как Дуров
живет?" Тогда я и вселился в свои шестнадцать метров, а потом мне
уже дали двухкомнатную. Там я и живу до сих пор, а прописаны в
ней пятнадцать человек. Масенькая такая квартирка:
- Но ведь у вас такие связи!
- У меня нет ни одного корыстного знакомства. Вы не увидите
меня ни на одной правительственной тусовке, я не езжу по стране с
кандидатами в губернаторы и депутаты. Многие из актеров участвуют
в предвыборных кампаниях: это очень хорошо оплачивается, на
деньги от этого промысла можно построить коттедж... Я трижды
отказывался: не понимаю таких вещей и не умею их делать - артисты
не должны стоять рядом с политиками.
Я не халявщик, у меня эти номера как-то не получаются... Когда
мне дали народного артиста СССР, то из Верховного Совета звонили
несколько раз: такого-то числа президент СССР Михаил Сергеевич
Горбачев будет вручать вам звание народного артиста. А у меня
съемки - извините, не могу, давайте до следующего раза.
"Странно", - говорит голос на том конце провода, и трубка
падает.
Проходит время, мне перезванивают: "Президент СССР Михаил
Сергеевич Горбачев хочет вручить вам звание народного артиста". А
у меня выезд на натуру, я не могу: простите, давайте до
следующего раза. "Вы спятили? - гневается голос. - Президент
хочет вручить вам звание!
Перестаньте валять дурака!" Но я-то что могу сделать - не
срывать же из-за этого съемку, верно?
Проходит еще полтора года, мне звонит министр культуры, Коля
Губенко: "Сволочь, приди, забери свою папку. Она лежит у меня в
кабинете, и ты мне уже надоел".
Я пришел, в Министерстве культуры раздавали ордена, играл
оркестр народных инструментов. Но как только я протянул руку за
папкой, Коля изо всех сил дунул - и пыль запорошила мне лицо и
глаза: "Понял, мерзавец?!" Так я и ушел - со званием в кармане и
с мордой в пыли.
- С Горбачевым вы разминулись, а с кем из выдающихся деятелей
партии и правительства вам довелось встретиться?
- С Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Точнее говоря - с его
тенью. Как-то я выступал в Кремле и после концерта писал в его
любимый урыльник: об этом с глубокой тоской за поруганную святыню
мне сообщил примостившийся рядом генерал. Пришлось отдать
писсуару честь...
- Кстати о писсуарах - театр, как известно, стоит на интриге.
Вы никогда не становились ее жертвой?
- Я являюсь ею до сих пор. Вспомните историю о том, как
ученики выгнали из театра учителя: среди тех, кто убивал Эфроса,
Дуров, как известно, был первым. Но это же не так, это ерунда,
это ложь! Жизнь театра состоит из очень сложных вещей: ученики
взрослеют - и это раздражает Мастера; кто-то становится более
самостоятельным, начинает заниматься режиссурой - и это его тоже
огорчает. В конце концов ученики ему попросту надоедают - ему
хочется работать с другими актерами, и тут не может быть никаких
обид. Так было и с нами: Анатолий Васильевич начал приглашать
Петренко, Даля, Любшина.
Но я не ревновал, не строил никаких козней - в театре учителя
предают либо по недомыслию, либо из корысти. Какая мне была
выгода интриговать против Анатолия Васильевича, если после его
ухода я во всеуслышание сказал: "Теперь буду доживать свой
театральный век". То, что я играл у него, мне уже никогда не
сыграть.
Когда мне позвонили и сказали о смерти Эфроса, я был здесь, в
моей гримерной. Выслушал сообщение, повесил трубку и просидел в
этом кресле весь день - у меня отнялась вся левая сторона тела...
- Но расстались-то вы не по-доброму.
- Ну да, ну да... Но ведь вся каша заварилась из-за того, что
кое-кто захотел снять директора - а его снимать было нельзя. Мы
заступились за директора, начались обиды... Но это была не моя
заваруха, и совесть меня не мучит. Мы были уверены, что Эфрос
вернется - с его уходом я потерял в театре все.
- Кто из партнеров по сцене запомнился вам больше всего?
- Андрей Миронов в "Продолжении Дон Жуана" Радзинского. Я
думаю, что это была одна из лучших его ролей - в театре у него
было мало трагических ролей. У Андрея был неправильный состав
крови - результатом этого стал тяжелый фурункулез. Когда он
снимал кафтан Дон Жуана, у него вся рубашка была в крови. Ему
было жутко больно, но он и вида не показывал: доставал из кейса
чистую рубашку, надевал ее, прощался и уходил - жизнерадостный и
веселый... Я не слышал ни одной жалобы, ни одной просьбы
обходиться с ним на сцене помягче, не толкать его, не швырять. И
забывал, что этого делать не надо. Спроси я его: "Андрюша, тебе
не больно?" - он брови бы поднял: "Ты что, с ума сошел? А ну-ка,
заткнись".
Андрей был прав: в театре никому не интересно, что с тобой
происходит, и никто не должен знать про твои дела. Я на сцене и
сам никогда не шепну о том, как я себя сейчас чувствую, хотя
иногда не знаю, дотяну до конца спектакля или нет.
- Чего вы хотите от жизни?
- Помните слова старой песни: "Если смерти - то мгновенной,
если раны - небольшой..." Я желал бы себе первого. У меня ведь
инсульт был: я заново учился ходить. После него у меня
периферийное зрение улетело, я не вижу ни справа, ни слева, ни
вверх, ни вниз - но машину все равно вожу. Езжу - и все; вот
только правила дорожного движения соблюдать начал. А на сцене
ориентируюсь по запаху - я же их всех, сволочей, уже по тридцать
лет знаю...
Меня поймало на съемках фильма "Не послать ли нам гонца".
Просидел с бритой башкой целый день на солнцепеке - и
привет... Но все могло быть гораздо хуже: врачи, земной им
поклон, оказались золотыми ребятами - с того света вытащили. Все
нормально: я и из больницы сбегал на съемки - на съемочной
площадке обозначал себе путь черными пятнами и по ним шел... Да
ладно. Прорвемся. Что об этом вспоминать, давайте-ка я вам лучше
анекдот расскажу.
Знаете, как избавиться от комаров? Надо обмазаться водкой и
натереться песком: комары напьются, начнут бросаться камнями... И
перебьют друг друга.
ВСТАВНАЯ НОВЕЛЛА
Справка "Дана ДУРОВУ Льву Константиновичу в
том, что борода необходима ему для съемок в кино, на телевидении
и для работы в театре.
Справка дана для проезда на территории ГДР.
Заместитель директора театра".
Сведения о существовании этого документа мы получили из
неофициальных источников - от собственных информаторов редакции.
За разъяснениями мы обратились к главному фигуранту справки,
народному артисту бывшего СССР Льву Константиновичу Дурову.
По словам артиста, ее появление было обусловлено характером
работы спецслужб ГДР, а также советских режимных организаций: на
загранпаспорт он сфотографировался без бороды, а за рубеж выехал
уже с ней. Театр на Малой Бронной дорожил любимым артистом - для
того чтобы у бородатого Льва Дурова не было проблем в пути, ему
выдали справку.
ПРЕСС ПРЕССЫ.
О Дурове плохо не пишут, но, как и положено в театре, о нем
говорят.
Говорят, что он стоял за интригой, в результате которой с
Малой Бронной ушел главный режиссер Анатолий Эфрос.
Говорят, что он сам хотел стать главным режиссером Театра на
Малой Бронной.
Говорят, что еще в Центральном детском театре знаменитая Мария
Осиповна Кнебель советовала молодому Эфросу: "Опасный человек
Дуров, вы к нему присмотритесь...".
СПРАВКА.
ДУРОВ Лев Константинович, родился 23 декабря 1931 года,
русский, образование высшее, закончил Школу-студию МХАТ в 1954
году.
С 1954 по 1964 годы работал в Центральном детском театре, с
1964 по 1967 годы - в Московском театре имени Ленинского
комсомола. С 1967 года по настоящее время работает в Московском
драматическом театре на Малой Бронной.
В 1974 году присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в
1982-м - народного артиста РСФСР, в 1990 году - звание народного
артиста СССР.
Женат. Жена и дочь работают вместе с ним в Театре на Малой
Бронной.
БЛИЦОПРОС.
- Ваше любимое занятие?
- Театр.
- Что вы ненавидите больше всего на свете?
- Равнодушие.
- Есть ли человек, которому вы были бы обязаны всем?
- Нет.
- Что было главной любовью вашей жизни?
- Семья.
- Что бы вы сказали людям с креста, стоящего на Голгофе?
- Я бы вспомнил и повторил заповеди Христа.
ВСТАВНАЯ НОВЕЛЛА.
Балберка.
Компетентные органы давно знали о том, что Дуров Лев
Константинович хранит дома "балберку".
По сведениям секретных сотрудников, он не раз использовал
балберку в корыстных целях. За его будущей женой ухаживали очень
многие, и всем она задавала один и тот же вопрос: "А у тебя
балберка есть?".
Друзья не раз пытались выяснить у Дурова, что такое балберка.
На это артист отвечал, что балберка останется главной тайной его
жизни - ей он обязан своим успехом у дам.
"Известия" установили, что балберкой называют кусок пробки с
дыркой посередине - начинающие рыбаки используют ее вместо
поплавка.
* Источник информации : Известия, 7.10.99