Летним вечером 1981 года на трамвайной остановке напротив кафе "Уральские пельмени" четверо били одного.
С визгом остановилась машина, из неё вылетел невысокий плотный человек и через мгновение оказался а центре драки. Ещё через несколько секунд «добры молодцы» бежали во все стороны—такого напора они не ожидали.
Отбил парнишку народный артист РСФСР -Лев Дуров, у которого через полчаса начинался очередной гастрольный спектакль театра на Малой Бронной.
Выдающийся актер, сыгравший около ста ролей в театре и более ста—в кино (многие, из них вошли в золотой фонд советского искусства), около 30 лет проработавший в Центральном детском театре и театре на Малой Бронной вместе с А. В. Эфросом, снимавшийся у Элема Климова и Никиты Михалкова, других известнейших кинорежиссеров, серьёзно работающий как режиссер в своем родном театре на Малой Бронной, человек, которого знают все — Лев Константинович Дуров и сейчас, в свои 54 года, остаётся тем самым «Левкой с Коровьего Брода» (так называлась одна из статей о нём), мальчишкой с московской окраины, с военного детства сохранившим один из главных своих несформулированных принципов: защищать справедливость в любой, самой невыгодной для себя ситуации (не так давно, выручая человека, он получил удар ножом). Таков он во всем, и в искусстве — тоже. Почти двое суток он был сейчас в Магнитогорске, дал три великолепных концерта...
— Никак не могу представить вас праздно отдыхающим...
— Надо мной издеваются, говорят, что Дуров всегда превращает отдых в работу. Даже отпуск в санатории "Актёр" в Ялте в чём-то продолжение той жизни. корой живёшь в Москве.
— А в Москве как складывается ваш обычный день?
— С утра — множество звонков. И кино, и театр, и, филармония, и масса других дел, потому что я ещё и депутат. Звонки, звонки, звонки». Позавтракать не успеваю. Потом летишь на репетицию в театр. После репетиции обязательно что-то будет: или худсовет, или «Мосфильм", или депутатская комиссия. Вечер редко может быть свободным — спектакли, а после обязательно еще что-нибудь. Я не стараюсь, не нужны для этого какие-то особые, усилия — у меня просто такой характер.
- Интересно узнать о вашем круге общения — наверное, он очень широк?
— Совсем нет. Очень маленький, замкнутый. Здесь, в Магнитогорске, я больше общаюсь со своими коллегами, чем в Москве. Друзья... Юрнй - Никулин, Александр Ворошило, певец Большого театра. Всегда с нетерпением жду приезда в Москву Виктора Астафьева. Познакомились мы с ним в его родной Овсянке..Поехал, не зная его, а встретились так, словно знаем друг друга много лет, он знал, что мы гастролировали в Красноярске, и был уверен, что я приеду. Потом он приехал посмотреть «Женитьбу», Просидели в номере всю ночь, и я увидел, какой это удивительный человек... С тех пор дружим.
— Вы много поездили по стране — есть ли у вас любимые места?
— Нет, И скажу, почему. Еду мимо лесов под Коломной, где снимался фильм «Зачем человеку крылья» — и эти леса для меня прекрасные. Приезжаю через четыре года в Челябинск — улицы узнаю, появляются знакомые лида. снова город мне нравится. А поляну подснежников возле Банного помните?
— Как не помнить.,.
— Где встретить такое красивое место? Магнитогорск для меня вообще особый город. Вот вы встретили меня все на вокзале, и я сразу как в родной дом попал.Здесь друзья, весь ваш театр «Буратино», который я очень люблю,родные люди. Разве мы давно виделись? Необязательно же каждый день встречаться. Можно не видеться годами, а встречаться так. словно, не расставались*
— А письма друзьям пишете?
— Вообще не пишу. Не преуспел в этом жанре. Не умею.
— От зрителей письма, конечно, поручаете...
— Много. Бывают очень интересные.
— Отвечаете?
-Что ответить на похвалу? «Спасибо, что меня похвалили», «рад что вы обо мне хорошего мнения»? Как-то стыдно..., Нет, не отвечаю.
— Бывают «ругательные» письма?
— Почти нет. Хотя недавно получил одно такое от молодой женщины из Кривого Рога. Я как-то в одном нз интервью сказал, что моя профессия сродни любой. И вот гневное письмо: вы там сидите, таланты, посадить бы вас на БелАЗ, посмотрела бы.... В общем, ругательно-презрительное по отношению к нашему делу. Анонимное, без адреса. Упоминается в письме Ульянов. Ульянов из сибирской деревни, его ни трактором, ни плугом, ни БелАЗом не испугать. Спокойно сядет за руль и привезёт куда надо. И меня не запугать. И за БелАЗ, и за КамАЗ могу сесть, дайте лопату — вырою яму быстрее, чем иной землекоп. И на лошадь сяду, и вспашу. Но она, женщина, этого же не знает... А такой взгляд распространён. В Челябинске на одном из заводов дедушка пожилой сказал что-то подобное, но его мнения никто не разделил. Я ответил; не надо кичиться профессиями и меняться ими. Астафьев — сцепщик вагонов, из ремесленного. Вы хотели бы чтобы он остался на железной дороге и ничего бы не написал? Наше счастье, что, он предпочел литературу. Было бы лучше, если бы Ульянов остался у себя в деревне н ничего не открыл бы нам о ней же? Если мы отправим всех художников к станку, то залезем в пещеру,
— Наверное, трудно всегда находиться в центре внимания: узнают, оглядывают, спрашивают...
— Да нет. Никогда не надо ощущать себя "над" — это ужасная позиция. Встречаешься с бестактностью? Пропусти бестактность. «Ой, смотри!» Улыбнись в ответ: «Да-да. До свидания».
— И не утомляет популярность?
— Что такое популярность? Чушь полная. Надо к самому себе относиться с юмором, тогда все будет в порядке. А я еще чувство юмора не потерял.
— Случается, что вы о себе слышите веселые «легенды»?
— Бывает. Это же некое художественное творчество— в основе действительно была какая-то смешная история, происшедшая со мной, а, предположим, Юрий Никулин так ее обработает,.. Или вот недавно. На съемках фильма «Моя Россия» (его по собственному сценарию снимал английский режиссер и актер Питер Устинов) я в гриме Льва Толстого вылез из машины возле ГАИ. Для милиционера это было такой неожиданностью, что он ахнул и руками замахал. Так Питер Устинов — художник же, человек с воображением — сделал из этого целую новеллу и даже опубликовал в «Иностранной литературе». И сам я «грешен»...
— Фильм этот мы увидим?
- Нет, он снимался для канадской телекомпании. Скоро на экран выйдут две новые комедии. В картине Юрия Чулкжина «Ка« стать счастливым» играю странного ученого из провинции. Вторая называется «Год теленка», я в ней председатель колхоза. .
— А в театре что ставите?
— «Лес» Островского. Сам буду играть Аркашку.
— Если бы вам предложили создать свод театр «с нуля», решились бы на это?
— Нет. Есть программа на два, три спектакля — моих усилий и энергии хватит, чтобы добиться результата. А для создания целого театра нужна своя художественная программа на долгие годы, которой нужно заразить всех... Этого нет.
— И последний вопрос, Лев Константинович. На ваш взгляд, какая из отрицательных черт характера наиболее опасна в наше время?
— Равнодушие и разобщенность. Чем лучше и спокойнее начинаем жить, тем больше равнодушия и разобщенности. Вот парадокс
...Он вообще не любит пауз, а тут ответил мгновенно. Как мог ответить только человек поступка.
Кстати, того давнего магнитогорского случая он и не помнит. Что ж, вполне понятно. Это для него норма.