3.06.05 3 ИЮНЯ АНАТОЛИЮ ЭФРОСУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 80 ЛЕТ
Лев Дуров:
- Я проработал с Эфросом 27 лет. Он мой главный театральный учитель - и не только мой, но и многих других известных сегодня актеров. Однако его основной сценический треугольник составляли именно мы с недавно умершим Николаем Волковым и ныне здравствующей Ольгой Яковлевой. Я в спектакле, если можно так выразиться, крутил пружину, Волков был мыслитель, а Ольга плела психологические кружева. Вместе мы сыграли и в "Ромео и Джульетте", и в "Отелло", и в "Дон Жуане".
Когда мы говорим "гений", мы ведем отсчет от Пушкина. Так вот - в режиссуре Эфрос был Пушкиным. Нет ни одного режиссера, который был бы так же театрален, и в то же время так глубок и психологичен, как он. В его "Женитьбе" щедрости хватило бы на десять спектаклей!
Понятие "гений", как правило, подразумевает, что человек сумел что-то изменить в своей сфере, приоткрыть что-то новое. И в этом Анатолий Васильевич, безусловно, тоже был гением: до него актеры так не играли, а режиссеры так не ставили.
И это очень ценили его современники. Я видел фотографию гостей на одной из его премьер - там в ряд сидят Утесов, Михалков-старший, Бабочкин, Марецкая... После "Трех сестер" Шостакович написал Эфросу письмо, в котором говорил о том, как созвучны его музыкальное творчество и режиссура Анатолия Васильевича. Я знаю, с каким почтением относился к Эфросу Иннокентий Михайлович Смоктуновский, а он был как никто строг в своих оценках...
Я уже не первый год пытаюсь добиться, чтобы на Театре на Малой Бронной была установлена мемориальная доска в память об этом великом человеке, но пока как-то процесс стопорится. Впрочем, я не теряю надежды и уверен, что своего добьюсь.